ТТД: Водоизмещение: 1070 т. Размеры:
длина - 71,2 м, ширина - 10,15 м, осадка - 3,72 м. Скорость полного хода:
32 узла. Силовая установка: 1 газовая турбина М-813 - 18000 л.с. + 2 дизеля
М-507А - 20000 л.с. Дальность плавания: 2750 миль при 14 узлах. Вооружение:
1х2 57-мм артустановка АК-725 (боекомплект 500 снарядов), 1х6 30-мм артустановка
АК-630М (боекомплект 2000 снарядов), 1х2 ЗРК "Оса-М" (20 ракет 9М-33), 2х2 533-мм
торпедных аппарата, 2х12 реактивных бомбомета РБУ-6000, 12 глубинных бомб или
18 мин. Экипаж: 89 чел. История корабля: Малый противолодочный
корабль пр.1124 Идея создания специализированного скоростного противолодочного
корабля ограниченного водоизмещения получила развитие в советском ВМФ на рубеже
50-60-х гг XX века, когда появление за границей подводных лодок нового поколения
потребовало принятия эффективных мер для противодействия практически во всех операционных
зонах, в том числе и ближней. Так зародился принципиально новый класс боевых кораблей
отечественного флота - малые противолодочные корабли (МПК), предназначенные для
борьбы с подводным противником в прибрежных районах, вблизи военно-морских баз
и пунктов базирования. В ходе конструкторских работ основное внимание
уделялось выбору наиболее оптимальных обводов корпуса корабля, стандартное водоизмещение
которого первоначально не должно было превышать 800 т. В ходе многочисленных экспериментов
специалисты ПКБ установили, что для достижения требуемой скорости, в 35 узлов,
наиболее выгодными являются так называемые комбинированные обводы, сочетающие
в себе все преимущества остро- и круглоскулых корпусов. Не менее сложную
форму придали и надводному борту; вдоль которого для уменьшения заливаемости и
забрызгивания шли сглаженные продольные выступы. Кроме того, на мореходности корабля
должны были благоприятно сказываться нетрадиционная седловатость палубы, а также
наличие протяженной, занимающей всю ширину корпуса носовой надстройки, придавшие
им характерный внешний облик. Повышенное внимание уделялось конструкции
главной энергетической установки, разрабатываемой под руководством А.Кунаховича
и А.Мышакина. В качестве двигателей экономического хода в состав ГЭУ включили
2 дизеля марки М-507А мощностью 10 тыс. л.с. каждый, работавшие на бортовые валы,
а в качестве форсажного - газотурбинный двигатель (ГТД) М-8М мощностью 18тыс.л.с.,
приводивший вовращение средний вал. Как под обоими дизелями, так и под ГТД корабль
мог развивать скорость до 20-22 узл., а при задействовании всех трех агрегатов,
управление которыми было дистанционным, - свыше 35. Состав вооружения и
гидроакустических средств корабля во многом определялся моделью его боевого применения,
состоявшей из нескольких этапов - гидроакустическая разведка на ходу, глубокое
прослушивание “на стопе”, обнаружение ПЛ, быстрый выход в район ее предполагаемого
нахождения и атака бортовыми средствами ПЛО. Основой противолодочного вооружения
корабля стали 2 поворотных двутрубных 533-мм торпедных аппарата ДТА-5Э-1124, размещенных
побортно на верхней палубе позади носовой надстройки. Увеличение калибра ТА (по
сравнению с 400-мм торпедными аппаратами) позволило использовать для поражения
подводных лодок противника более мощные торпеды, в том числе и самонаводящиеся
СЭТ- 65 с максимальной скоростью хода до 40 узлов. Их наибольшая дальность хода
составляла около 15 км, а масса боевого зарядного отделения (БЗО) - 200 килограммов.
В качестве вспомогательного оружия ПЛО на носовой надстройке “Альбатроса”
установили две 12-ствольные РБУ-6000, способные осуществлять залповую, групповую
и одиночную стрельбу неуправляемыми реактивными глубинными бомбами РГБ-60 на дальность
до 6 км. Боевая часть бомбы (масса ВВ - 23,5 кг), оснащенная ударно-дистанционным
взрывателем УДВ-60, обеспечивала эффективное поражение практически всех существовавших
в то время типов ПЛ на глубине до 400 метров. Средства самообороны малых
противолодочных кораблей проекта 1124 были представлены двумя комплексами вооружения:
зенитным ракетным (ЗРК) малой дальности “Оса-М” и артиллерийским АК-725-МР-103.
ЗРК “Оса-М”, предназначенный для поражения одиночных воздушных целей, располагался
в носовой части корпуса и включал в себя систему управления стрельбой 4Р-33, сопряженную
в РЛС обнаружения, сопровождения и наведения 4к-33, пусковую установку (ПУ) Зиф-122
и зенитные управляемые ракеты 9М-33 (20 единиц, размещенных в подпалубном погребе
в четырех вращающихся барабанах). Двухбалочная ПУ Зиф-122 в походном (нерабочем)
положении вместе с системами подачи и перезаряжанием также располагалась под палубой
бака в специальном контейнере, закрытом сверху “крышкой” с раздвигающимися створками.
Перед стрельбой установка выдвигалась наверх с ракетами, уже поданными на направляющие.
После старта обеих ЗУР ПУ вновь “убиралась” под палубу, где происходила ее перезарядка,
и весь цикл повторялся. ЭУР 9М-ЗЭ, выполненные по аэродинамической схеме “утка”,
имели стартовую массу около 130 кг (масса ВЧ - 14,5), а скорость полета составляла
более 700 м/с. Благодаря полуактивной радиолокационной системе наведения, ракеты
могли достаточно эффективно поражать воздушные цели (в том числе и малоразмерные)
на дальности до 7 км и в диапазоне высот 60 - 6000 метров. Задачей артиллерийского
комплекса АК-725-МР-103 являлось уничтожение малых кораблей, катеров, самолетов
и вертолетов противника, а также слабозащищенных береговых объектов. В состав
входили башенная артустановка АК-725 калибра 57-мм и “стрельбовая” радиолокационная
станция (РЛС) МР-103 “Барс”. РЛС, антенный пост которой размещался на кормовой
надстройке, была способна устойчиво сопровождать малоразмерные морские и воздушные
цели на дальности до 40 километров. Универсальная спаренная автоматическая установка
АК-725 при начальной скорости снаряда 1020 м/с имела горизонтальную дальность
стрельбы 12,9 км и досягаемость по высоте 6,7 км. Высокий темп стрельбы
- около 200 выстр./мин на ствол - обеспечивала полная автоматизация процессов
заряжания и производства выстрела, а также система непрерывного охлаждения стволов
забортной водой. В боекомплект АУ входили выстрелы унитарного заряжания с осколочно-трассирующими
снарядами (масса - 2,8 кг), размещенных в подпалубном бункере. Наведение арткомплекса
на цепь осуществлялось по двум каналам - основному (при помощи РЛС “Барс”) и резервному
- посредством визирной колонки с ракурсными кольцами, открыто расположенной на
носовой надстройке. Стоит отметить, что и в том, и в другом случае для боевого
обслуживания АУ требовалось присутствие лишь одного человека, а для повседневного
- не более двух. При ведении огня личный состав в башне отсутствовал. Уже
в ходе серийного строительства, начиная с 13-го корпуса, МПК пр.1124 начали оснащать
новым арткомплексом АК-725-МР-123, включавшим, помимо АК-725, 30-мм шестиствольную
артиллерийскую установку АК-630 с дальностью стрельбы до 4 км, предназначенную
для поражения противокорабельных крылатых ракет в ближней зоне обороны. Управление
обеими АУ осуществлялось РЛС МР-123 “Вымпел”. Появление в составе советского
ВМФ новых кораблей не ускользнуло от внимания специалистов НАТО, присвоивших им
условное название “Grisha”, вскоре перекочевавшее во все зарубежные справочники. Малый
противолодочный корабль "МПК-52" был заложен 30.10.1968 г. на стапеле
ССЗ в Зеленодольске (заводской №100) и 09.04.1969 г. зачислен в списки кораблей
ВМФ. Спущен на воду 30.05.1971 г. и вскоре переведен по внутренним водным системам
в Азовское море, а оттуда в Черное для прохождения сдаточных испытаний. Вступил
в строй 31.12.1971 г. и 08.02.1972 г. включен в состав КЧФ. Находился в
составе 400-го дивизиона противолодочных кораблей 68-ой бригады кораблей охраны
водного района в г.Севастополе. 14.07.1997 г. был расформирован, и 01.08.1997
г. передан ВМС Украины, переименован в "Херсон" (бортовой U210) и переклассифицирован
в корвет. 08.09.1997 г. исключен из состава ВМФ РФ. Этим кораблем в разное
время командовали: - капитан 3 ранга Н. Никитин. |