ТТД: Водоизмещение: 1050 т. Размеры: длина
- 65,6 м, ширина - 17,2 м, осадка - 3,3 м (>1 м при работе нагнетателей)
Скорость полного хода: 55 узлов Дальность плавания: 2500 миль при 12 узлах,
800 миль при 45 узлах Силовая установка: 2 ГТУ М10-1 36000 л.с. (на винты-тандем,
в опускаемых колонках), два дизеля М-511А 20000 л.с.( на 2 винта), два дизеля
М-504 6600 л.с. (на нагнетательные вентиляторы) Вооружение: 2х4 пусковые установки
ПКР "Москит" (8 ракет 3М80), 1x2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет),
1 76-мм артустановка АК-176, 2x6 30-мм артустановки АК-630 Экипаж: 68 чел.
История корабля: Ракетный корабль на воздушной подушке пр.1239 Первым
ракетным кораблем на воздушной подушке пр.1239 стал РКВП "Бора", заложеный в 1984
г. на заводе в Зеленодольске под Казанью, сданный ВМФ в 1989 г. и после опытной
эксплуатации вошедший в 1997 г. в состав сил постоянной готовности Черноморского
флота. По ударному потенциалу этому РКВП на ЧФ нет равных.Он является крупнейшим
в своем подклассе в практике российского и мирового кораблестроения быстроходным
боевым кораблем, использующим гидродинамическую платформу - катамаран с аэростатической
воздушной разгрузкой. Корабль представляет собой два узких корпуса, перекрытых
платформой 64 м длины и 18 м ширины. Впереди находится эластичный экран. Два газотурбинных
двигателя мощностью по 60 тысяч л.с. позволяют развить скорость до 55 узлов даже
при высоте волн 2 м, а при 5 баллах (волна 3,5 м) - более 40 узлов. Высокая скорость
позволяет кораблю не попадать в захват самонаводящихся ракет, по той же самой
причине его не успевает догнать торпеда. Для экономичного хода установлены два
дизеля. Мореходность - до 8 баллов. РКВП создавался как развитие малых ракетных
кораблей проектов 1234 и 1234.1. Опыт применения МРК на боевой службе в Средиземном
море показал, что корабли такой размерности и классических образований ограничены
в размещении оружия. Катамаран пр.1239 отличается большой палубой, что позволяет
решить эту проблему, более комфортными условиями использования оружия и размещения
экипажа. К тому же он обладает высокой мореходностью. При создании РКВП так же
широко применялся опыт ЦМКБ "Алмаз" и судостроительной промышленности, приобретенный
при строительстве десантных кораблей на воздушной подушке типа "Джейран", "Зубр"
и др. РКВП обладает уникальными кораблестроительными качествами. В первую
очередь к ним следует отнести трансформируемость гидродинамической плат формы
и многовариантность - 36 вариантов использования двигательно-движительной установки.
С одной стороны корабль - это катамаран с диапазоном скоростей до 20 узлов, с
другой - быстроходный корабль на воздушной подушке с максимальной скоростью свыше
50 узлов. В обоих случаях энергетическая установка типа CODAG, комбинированная
движительная система и трансформируемая система гибкого охлаждения позволяют кораблю
иметь широкий спектр режимов движения как в нормальном, так и в аварийном состоянии.
Имея две раздельные двигательно-движительные установки маршевого и полного хода,
способные работать раздельно и совместно, корабль может двигаться в трех главных
режимах (катамаран, КВП-1 и КВП-2), что обеспечивает практически стопроцентную
гарантию хода в любой ситуации. Так, за все прошедшие годы эксплуатации РКВП "Бора"
не было случая, чтобы корабль возвращался в базу на буксире. Более того, была
проведена возможность движения вообще с выключенными движителями. РКВП при работе
только двигателей-нагнетателей был способен двигаться за счет истечения воздуха
из воздушной подушки в корму против ветра (7 м/сек) со скоростью 3 узла. 12.05.1997
г. РКВП "Бора" официально был введен в строй. В настоящее время он находится
в составе 41-й Отдельной бригады ракетных катеров Черноморского флота. Опыт использования
корабля в боевой учебе флота дал основание командованию ЧФ считать, что корабли
проекта 1239 по своим тактико-техническим характеристикам являются оптимальными
ударными кораблями для незамерзающих закрытых морских театров, существенно усиливающими
боевой потенциал бригад ракетных катеров. В настоящее время корабль находится
в составе 166-го Новороссийского дивизиона малых ракетных кораблей 41-й Отдельной
бригады ракетных катеров Черноморского флота, с базированием на Севастополь. Этим
ракетным кораблем на воздушной подушке в разное время командовали: - капитан
1 ранга Николай Гончаров; - капитан 2 ранга Александр Шадрин. |