ТТД: Водоизмещение: 432 т. Размеры: длина
- 56,6 м, ширина - 10,2 м (21,1 м с опущенными крыльями), осадка - 2,35 м (8,0
м с опущенными крыльями). Скорость полного хода: 60 узлов. Дальность
плавания: 700 миль при 45 узлах. Силовая установка: 2 газовых турбины М-10
по 18000 л.с. на 4 винтах в опускаемых колонках, 2 дизеля ДРА-211 по 1100 л.с.
для малого хода Вооружение: 2х2 пусковых установки ПКР "Малахит (4 ракеты
П-120), 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет).
Экипаж: 40 чел. История корабля: Малый ракетный корабль на подводных
крыльях пр.1240 Идея снижения гидродинамического сопротивления
за счет подъема корпуса судна из воды давно привлекала конструкторов боевых кораблей.
Еще в конце 40-х - начале 50-х годов ХХ века проводились испытания малопогруженных
крыльевых устройств на однокрылых катерах пр.123бис, М123бис, 123К, 184, 183ТК
и 206М, и двухкрылых пр.125 и 125А. Тогда положительных результатов по мореходности
достичь не удалось. Но идея не умерла, и в конце 50-х годов к ней вернулись
вновь, но уже на качественно новом теоретическом и конструкторском уровнях. Результатом
проведенных работ явились постройка и испытание малого торпедного катера с носовым
малопогруженным крылом и боковыми стабилизаторами, а также экспериментального
катера с подобным крылом и управляемой транцевой плитой. Применение последней
улучшило поведение катера во время движения на высокой скорости при волнении моря.
Однако малопогруженные крылья оказались немореходными. Решение проблемы
ученые и конструкторы видели в оснащении морских судов глубокопогруженными подводными
крыльями с автоматическим управлением подъемной силой. Это направление получило
свое теоретическое обоснование и практическую реализацию уже в 50-60-е годы.
Еще одним важным событием, позволившим успешно осуществить проектирование и постройку
крупных кораблей на подводных крыльях, было создание и широкое внедрение в практику
судостроения легких и экономичных газотурбинных силовых установок с высокими удельными
показателями. Такие установки мощностью 18000 л.с. создали конструкторы СПБ "Машпроект"
специально для кораблей с динамическими принципами поддержания. Результаты
глубоких теоретических и экспериментальных исследований легли в основу разработки
проектов кораблей различного боевого назначения. Особое внимание уделялось совершенствованию
систем автоматического управления подъемной силой крыльевых устройств для повышения
мореходных качеств судов. С целью проверки правильности принятых конструкторских
решений были построены два опытных корабля: малый ракетный (пр.1240) и малый противолодочный
(пр.1141). Проектированию малого ракетного корабля предшествовала постройка
модели в масштабе 1:3,3, опытная эксплуатация которой показала хорошие результаты.
Отработка принципов построения системы стабилизации, угловых колонок по передаче
мощности к гребным винтам производились также на пассажирском судне "Тайфун",
рассматривавшемся первоначально в качестве полунатурной модели МРК "Ураган". Опытный
корабль пр.1240 "Ураган", разработанный конструкторским бюро ЦМКБ “Алмаз”
(главный конструктор В.М. Бурлаков), был заложен на на Ленинградском Производственном
объединении "Алмаз" (ныне Судостроительная
фирма "Алмаз") и спущен на воду в 1973 г., вышел на испытания в 1976 г., вступил
в строй 30.12.1977 г. После завершения программы испытаний переведен по внутренним
водным путям на Черное море. 24.11.1979 г. он прибыл в Севастополь и был включен
в состав 166-го дивизиона ТКА 41-й Отдельной бригады ракетных катеров. Крыльевое
устройство с автоматическим регулированием подъемной силы, обеспечивающим стабилизацию
по высоте над водной поверхностью, крену и дифференту, в сочетании с мощной газотурбинной
установкой позволило кораблю развивать скорость более 50 узлов и использовать
оружие при волнении моря до 5 баллов включительно. Максимальная же скорость составляла
57-60 узлов, а дальность плавания на крейсерской скорости (45...50 узлов) - до
700 миль. В этом судне поражала новизна многих технических решений. На
момент постройки это был самый крупный в мире корабль на подводных крыльях. Корпус
корабля был выполнен из панелей алюминиево-магниевого сплава АМГ-62Т-1, а подводные
крылья - из титанового сплава 48ОТ3В. Главная энергетическая установка состояла
из двух газотурбинных двигателей мощностью по 18 000 л.с. каждая. Через редукторы,
расположенные в угловых колонках, она вращала гребные винты, расположенные на
гондолах по схеме "тяни-толкай". На малом ходу носовое крыло, обе колонки с винтами
поднимались из воды. Движение на этом режиме осуществлялось за счет водометов,
приводимых в действие двумя дизелями. Автономность по запасам провизии составляла
5 суток, мореходность корабля при ходе на крыльях - 5 баллов, а в водоизмещающем
положении - 6-7 баллов. Корабль имел мощное ударное и зенитное ракетное
вооружение, а также скорострельную автоматическую артиллерийскую установку АК-630.
За свою жизнь МРК-5 провел две ракетные стрельбы главным ракетным комплексом
"Малахит", показав на испытниях великолепную мореходность. Также МРК
обладал высокой скоростью. Однако этот опытный МРК оказался весьма сложным в эксплуатации. В
1990 г. он был исключен из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для разоружения,
демонтажа и реализации. В 1992 г. он бы разделан на металл в Севастополе. Этим
кораблем командовали: капитан-лейтенент В.Е. Кузьмичев, капитан 3 ранга Э.В. Ванюхин
и капитан-лейтенант Н.А. Гончаров. |