ТТД: Водоизмещение: 205 т. Размеры: длина
- 38,6 м, ширина - 7,6 м, осадка - 2,6 м. Скорость полного хода: 40 узлов.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля, 10800 л.с., 3 винта Вооружение:
4 пусковых установки ПКР "Термит" (4 ракеты), 2x2 30-мм артустановки
АК-230, 1 ПУ ПЗРК. Экипаж: 26 чел. История катера: Ракетный
катер проекта 205Э Наряду с малым ракетным катером пр.183Р для отечественного
Военно-морского флота во втором послевоенном десятилетии в ЦКБ-5 создавался и
большой ракетный катер пр.205 (для получения корабля с более мощным ракетным оружием
и лучшей мореходностью). Успешному созданию большого ракетного катера в
немалой степени способствовало освоение отечественной промышленностью легких компактных
дизелей большой агрегатной мощности. Такие двигатели типа М-503 и М-504 были созданы
в 1956-1959 гг. По своим массогабаритным характеристикам, удельной и агрегатной
мощности эти машины не имели аналогов среди лучших отечественных и зарубежных
образцов. Большие ракетные катера пр.205 строились в двух модификациях.
Проекты различались своими ракетными комплексами. Так, в проекте первой модификации
ракеты П-15 хранились в пусковых установках ангарного типа с постоянно раскрытыми
крыльями. Последующая модификация кораблей вооружалась более совершенным ракетным
комплексом П-15У, у которого ракеты хранились со сложенными крыльями (автоматически
раскрывались в полете). Артиллерийское - две спаренные 30-мм автоматические артустановки
АК-230 и системы их управления. Одновременно осуществлялась доработка ракетного
комплекса, позволившая увеличить дальность применения ранет с 40 до 80 км.
Головной ракетный катер проекта 205 вошел в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли,
получившие в НАТО обозначение “Оса”, строились большой серией вплоть до 1970 года.
Кроме них, на судостроительных заводах велась постройка различных модификаций
этого катера. Всего по этим проектам для нашего ВМФ, а также для передачи или
продажи за рубеж в СССР было построено более 400 ракетных катеров. Ракетные
катера данного проекта широко использовались в вооруженных конфликтах. Так, в
октябре 1970 года ракетами П-15, запущенными с катеров пр.205 Египта, был потоплен
израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший
радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья Египта. В
декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера пр.205 ВМС Индии, вооруженные
П-15, наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Ракетный
катер Р-113 был построен в Ленинграде на Судостроительном заводе №5 (заводской
номер №416) по оригинальному проекту 250Э, вошел в состав флота в 1963 г. Катер
проекта 206Э создавался специально под разрабатываемый противокорабельный комплекс
П-25. Он в отлии от катеров проекта 205 помимо носового подводного крыла обладал
и и управляемой транцевой плитой. При выведении этой плиты на отрицательные углы
атаки корма притапливалась и образующийся дифферент способствовал выходу в режим
движения на подводном крыле. Подобная схема оказалась очень перспективной. Так
же от серийных кораблей пр.205 внешне он отличался более обтекаемыми обводами
надстройки и горизонтальным расположением четырех цилиндрических контейнерных
пусковых установок КТ-62К для ракет, которые перед пуском поднимались на стартовый
угол. В 1965 г. в связи с прекращением работ по комплексу П-25 катер Р-113
вернули в Ленинград для проведения дальнейших доработок в целях гидродинамических
исследований. Схема с носовым подводным крылом и управляемой транцевой плитой
нашла применение на серийных торпедных и ракетных катерах постройки 1970-х гг.
- пр.206М и 206МР. А сам катер Р-113 разоружили и переделали в буксировщик
моделей по пр.205ЭКБ и под названием ОК-1072 перевели в филиал ЦНИИ ВК в Балаклаву,
где он использовался для обеспечения гидродинамических исследований до 1990-х
гг. Катер был списан в 1997 г. |