ТТД: Водоизмещение: 231 т. Размеры: длина
- 38,6 м, ширина - 7,6 м, осадка - 2,02 м. Скорость полного хода: 40 узлов.
Силовая установка: дизельная, 3 дизеля, 10800 л.с., 3 винта Вооружение:
4 пусковых установки ПКР "Термит" (4 ракеты), 2x2 30-мм артустановки
АК-230, 1 ПУ ПЗРК. Экипаж: 26 чел. История катера: Ракетный
катер пр.205ЭР Наряду с малым ракетным катером пр.183Р для отечественного
Военно-морского флота во втором послевоенном десятилетии в ЦКБ-5 создавался и
большой ракетный катер пр.205 (для получения корабля с более мощным ракетным оружием
и лучшей мореходностью). Успешному созданию большого ракетного катера в
немалой степени способствовало освоение отечественной промышленностью легких компактных
дизелей большой агрегатной мощности. Такие двигатели типа М-503 и М-504 были созданы
в 1956-1959 гг. По своим массогабаритным характеристикам, удельной и агрегатной
мощности эти машины не имели аналогов среди лучших отечественных и зарубежных
образцов. Большие ракетные катера пр.205 строились в двух модификациях.
Проекты различались своими ракетными комплексами. Так, в проекте первой модификации
ракеты П-15 хранились в пусковых установках ангарного типа с постоянно раскрытыми
крыльями. Последующая модификация кораблей вооружалась более совершенным ракетным
комплексом П-15У, у которого ракеты хранились со сложенными крыльями (автоматически
раскрывались в полете). Артиллерийское - две спаренные 30-мм автоматические артустановки
АК-230 и системы их управления. Одновременно осуществлялась доработка ракетного
комплекса, позволившая увеличить дальность применения ранет с 40 до 80 км.
Головной ракетный катер проекта 205 вошел в состав ВМФ СССР в 1960 году. Эти корабли,
получившие в НАТО обозначение “Оса”, строились большой серией вплоть до 1970 года.
Кроме них, на судостроительных заводах велась постройка различных модификаций
этого катера. Всего по этим проектам для нашего ВМФ, а также для передачи или
продажи за рубеж в СССР было построено более 400 ракетных катеров. Ракетные
катера данного проекта широко использовались в вооруженных конфликтах. Так, в
октябре 1970 года ракетами П-15, запущенными с катеров пр.205 Египта, был потоплен
израильский военно-транспортный корабль водоизмещением 10 000 т, осуществлявший
радиолокационный дозор и радиотехническую разведку вблизи побережья Египта. В
декабре 1971 года в ходе индо-пакистанской войны катера пр.205 ВМС Индии, вооруженные
П-15, наносили удары по кораблям и береговым объектам Пакистана. Ракетный
катер Р-370 проекта 205ЭР был построен в 1983 году на Рыбинском ССЗ (заводской
№ 01133). Ракетный катер строился по заказу правительства Египта, но был
включен в состав ВМФ СССР. Входил в состав 82-го дивизиона учебных кораблей
194-ой бригады кораблей охраны водного района, базировавшейся на Поти. Известные
события на Кавказе начала 90-х годов привели к ликвидации Потийской военно-морской
базы. Р-370 был передислоцирован в Новороссийск, а впоследствии - в Севастополь. Ракетный
катер Р-370 был исключен из списков флота 03.07.1992 г. |