ТТД: Водоизмещение: 81 т. Размеры: длина
- 25,5 м, ширина - 6,2 м, осадка - 1,4 м. Скорость полного хода: 38 узлов.
Силовая установка: дизельная, 4800 л.с. Вооружение: 2 ангарных пусковых
установки ПКР "Термит" (2 ракеты), 1x2 25-мм артустановка 2М-3М.
Экипаж: 17 чел. История катера: Ракетный катер проекта 183Э К
опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам по созданию первых ракетных
катеров в нашей .стране приступили в начале 50-х годов и завершили их к 1956 году.
Работы эти осуществлялись силами специалистов ЦНБ-5 Минсудпрома (впоследствии
Центральное морское конструкторское бюро “Алмаз”). В качестве базового
прототипа "по корпусу и энергетике" был выбран хорошо зарекомендовавший
себя в эксплуатации торпедный катер проекта 183, с 1949 года строившийся большой
серией для нашего флота. Проект ракетного катера, получивший обозначение 183Р,
был утвержден в августе 1957 года и предусматривал использование в прежнем виде
корпуса, основных систем, устройств и энергетической установки торпедного катера-прототипа.
Изменения коснулись главным образом типа и состава вооружения: два однотрубных
палубных торпедных аппарата на исходном проекте были заменены двумя ракетными
ангарами с пусковыми установками ракет П-15, были размещены новая РЛС обнаружения
надводных целей, а также аппаратура управления ракетами. Ангарный тип пусковой
установки был следствием того, что крылья у данного типа противокорабельной крылатой
ракеты не были складывающимися. Пусковые установки имели постоянное возвышение
в 11,5° и собственный вес 1100 кг. Стрельба ракетами была возможна на ходу
до 30 узлов при волнении моря до 4 баллов. Из двух спаренных 25-мм артустановок
2М-ЗМ сохранили лишь одну - носовую. Перезарядка ракет в ангарные пусковые
установки катера была возможна только в условиях базы, и занимала порядка 30 минут.
На катере размещались ПУС "Клен", получавшая необходимые данные для
производства стрельбы от РЛС "Рангоут". Резервным средством целеуказания
на катере был оптический визир РМК-453. Всего в СССР на судостроительных
предприятиях в Ленинграде и Владивостоке с 1959 по 1965 год было построено 112
катеров проекта 183Р. Часть из них позднее была передана во флоты стран Варшавского
Договора и ряда стран Африки и Азии. Эти корабли получили в НАТО кодовое обозначение
“Комар”. Торпедный катер ТК-14 был построен на ССЗ №5 в Ленинграде (заводской
№86) в 1957 г. Был переоборудован в ракетный катер, с переименованием в
Р-14 в 1962 г. Входил в состав 41-ой бригады ракетных катеров Черноморского
флота. 18.08.1965 г. ракетный катер был исключен из списков флота. |