ТТД: Размеры: длина - 39,3 м, ширина - 10,9
м, осадка - 5 м. Вооружение: 20 орудий (24-фн карронады). Экипаж: ? чел.
История корабля: 20-ти пушечный корвет Корвет был заложен
10.05.1839 г. в Севастопольском адмиралтействе. Строитель А. П. Прокофьев. Спущен
на воду 02.11.1841 г., вошел в состав Черноморского Флота, с 1846 г. - в составе
Балтийского Флота. С 1844 г. - "Оливуца", местечко на о. Сицилия, где
отдыхала семья императора Николая I. В 1842 г. в составе отряда действовал
у Кавказского побережья. В 1843 г. находился в практическом плавании с учениками
штурманской роты на борту. Командующий Черноиорского Флота получил предписание
подготовить "Менелай" к октябрю 1843 г. для участия в экспедиции в Восточный
(Тихий) океан, но в августе Е.И.В. Николай 1 отменил экспедицию. 15.06.1844 г.
корвет вышел из Севастополя в Грецию в распоряжение русского посланника (ходил
к о. Сицилия, использовался для морских прогулок по Средиземному морю царской
семьи, отдыхавшей на о. Сицилия). В декабре 1845 г. в Палермо корвет присоединился
к отряду вице-адмирала Ф. П. Литке, находившемуся в заграничном плавании в целях
морской практики великого князя Константина Николаевича, вместе с ним совершил
переход по маршруту Неаполь - Тулон - Алжир - Гибралтар - Лиссабон - Портсмут
- Копенгаген, 23.06.1846 г. прибыл в Кронштадт и был перечислен в состав Балтийского
Флота. В 1847-1849 гг. находился в практических плаваниях в Балтийском море. 23.09.1850
г. вышел из Кронштадта в Тихий океан для защиты прав Российско-Американской компании
от английских и американских браконьеров по маршруту Копенгаген - Плимут - Рио-де-Жанейро
- м. Горн (из-за сильных противных ветров огибал мыс 28 дней) - Вальпараисо -
о-в Сан-та-Христиана (Маркизские о-ва) и 29.05.1851 г. прибыл в Петропавловский
порт. С 07.07.1851 г. по 01.09.1852 г. перевозил грузы и пассажиров между Петропавловским
портом, Аяном, Петровским зимовьем (устье р. Амур), Охотском и Новоархангельском. 23.09.1851
г. в Авачинской бухте погибли командир корвета И. Н. Сущев и 3 матроса (перевернулась
шлюпка). 31.03.1853 г. корвет вышел из Петропавловского порта к Сандвичевым о-вам
для соединения с эскадрой вице-адмирала графа Е. В. Путятина и 24.04 прибыл в
Гонолулу, затем в составе эскадры перешел к о-вам Бонин, участвовал в съемке о.
Бай-ли. 10.08 с эскадрой пришел в Нагасаки. 24.01.1854 г. покинул Нагасаки и 17.02
прибыл в Манилу, откуда 12.03 вышел к берегам Сибири и 19.04 прибыл в Императорскую
Гавань, а 26.05 - в Петропавловский порт. Участвовал в Крымской войне 1853-1856
гг. С 27.05 по 27.06.1854 г. корвет занимал брандвахтенный пост в Петропавловском
порту, а его экипаж участвовал в строительстве береговых укреплений. 03.07 он
вышел в залив Де-Кастри в распоряжение графа Е. В. Путятина, а 01.09 вернулся
в Петропавловский порт. 05.04.1855 г. в составе эскадры контр-адмирала B. C. Завойко,
приняв на борт жителей города и имущество военного порта, вышел в море и 01.05
прибыл в залив Де-Кастри. 08.05 участвовал в перестрелке с английскими судами
под командованием коммодора Элиота, пытавшимися войти в залив; после перестрелки
англичане ушли. 15-26.05 в составе эскадры перешел в устье Амура. 18-23.09.1856
г. перешел из зал. Де-Кастри в Императорскую Гавань, откуда после мелкого ремонта
03.10 вышел в Россию по маршруту Хакодате - б. Симода - о. Тайвань - Макао - Гонконг
- Манила - Зондский пролив - Кокосовые о-ва - о. Маврикий - м. Игольный - Кейптаун
- о. Св. Елены - Дильский рейд - Копенгаген и 16.09.1857 прибыл в Кронштадт. С
1858 г. числился сверх штата. 11.09.1863 г. корвет был исключен из списков
судов Балтийского флота. Командиры корабля: - И. Г. Арищенко (1842-1843);
- П. И. Кислинский (1844-1846); - Н. А. Сахаров (1847-1848); - Г. П. Хомотьяно
(1849); - И. Н. Сущев (с 8.1850 по 23.09.1851); - И. О. Лихачев (с 14.10.1851
по 03.1853); - Н. Н. Назимов (с 03.1853 по 1854); - А. А. Васильев (по
06.1855); - Н. М. Чихачев (с 06.1855); - В. А. Римский-Корсаков (1856-1857). |