ТТД:
Водоизмещение: - т.
Размеры: длина - 21,7 м, ширина - 6,6 м, осадка
- 3,8 м.
Скорость полного хода: - узлов.
Вооружение: 2 орудия.
Экипаж: - чел.
История судна:
Лоц-шхуна специальной постройки
Лоц-суда (лоции) - это суда, предназначенные
для выполнения гидрографических работ (описание
берегов, промеры участков морей и фарватеров,
установка и снятие обстановки, то есть вех, баканов,
знаков, доставка снабжения на маяки). К выполнению
указанных работ в XVIII-XIX вв. широко привлекались
суда различных классов - бриги, шхуны, катера,
боты, транспорты и другие, поэтому специализированные
лоц-суда строились в небольших количествах. В
составе Черноморского флота они появились в 1840-х
гг. Конструктивно эти суда были галиотами, ботами,
бригами или шхунами, специально оборудованными
для проведения гидрографических работ.
Лоц-шхуна "Алупка" была заложена в
1849 г. в Николаевском адмиралтействе, строитель
И.С. Дмитриев. Имело парусное вооружение шхуны.
Судно было спущено на воду 20.06.1842 г., вошло
в состав Черноморского Флота.
В 1842-1853 г. лоц-шхуна выполняла гидрографические
работы в Черном море. Тимберовано в 1851 г. в
Николаеве.
02.12.1853 г. лоц-шхуна "Алупка", будучи
занесена NO-м штормом к турецким берегам и имея
сильную течь, после длительной боьбы за живучесть
была вынуждена для спасения экипажа, выбросив
в море 6 фальконетов с их станками, две пары железных
шлюпбалок, порох и ружья, уничтожив карты и сигналы,
спуститься в Босфор, где она была захвачена в
плен турками.
Экипаж лоц-шхуны во главе с поручиком флотских
штурманов Давыдовым пробыл в плену у турков с
02.12.1853 г. по 25.11.1855 г., за это время умерло
от болезней 3 унтер-офицера и 2 матроса. Оставшийся
экипаж был отправлен в Россию на французском параходе
"Оренок".
Захваченное турками судно было ими отремонтировано,
получило новое название "Аллах-Верды"
("Богом данная"), перевооружено на шесть
21-фунтовых орудий и использовалось как бранд-вахтенное
судно в Босфоре.
Рассматривавшая это дело Николаевская комиссия
военного суда постановила: командира шхуны и команду
от взыскания освободить, потерю шхуны и понесенный
через это убыток в 31596 р. и 52 1/2 к. серебра
принять на счет казны. Поручику Давыдову выдать
полугодовой, а нижним чинам - годовые оклады жалования.
С заключением согласился и инспектор корпуса штурманов
Черноморского флота.
Морской Генерал-Аудитор, рассматривавший следственное
дело, произведенное в Николаеве, не нашел поручика
Давыдова виновным в каком либо упущении, и признавая
что он не имел другого средства для спасения команды,
постановил: поручика Давыдова от всякой ответственности
по данному делу освободить, выдать полугодовой,
а нижним чинам, равно и вольнонаемному штурману
Долгоногову - годовые оклады жалования.
На Всеподданейшем докладе князь Константин оставил
резолюцию: "Высочайше утверждено и разрешено,
а Давыдову выдать годовое жалование."
Этим судном командовали:
- Давыдов (1853).
|