ТТД: Водоизмещение: 1305 т. Размеры: длина
- 53,3 м, ширина - 9,7 м, осадка - 4,47 м. Скорость полного хода: 11 узлов.
Силовая установка: 2 паровые машины, 260 л.с. Вооружение: 6 орудий.
Экипаж: - чел. История корабля: Пароходофрегат Один из
четырёх однотипных пароходофрегатов, заказанных в Англии для нужд Черноморского
флота и непосредственно принимавших участие в боевых действиях Крымской войны.
Контракт на постройку пароходофрегатов "Крым", "Одесса",
"Херсонес" и "Бессарабия" был заключен 02.02.1842 г. Морским
ведомством России с английской судостроительной верфью W. & H. Pitcher. При
этом производитель обязался уже к 15.09.1842 г. построить "Крым" и "Одессу",
а к 01.02.1843 г. окончить строительство "Бессарабии" и "Херсонеса". Пароходофрегат
"Бессарабия" был начат строительством на судостроительной верфи W. &
H. Pitcher в Нордфлите в 1842 г., спущен на воду в 1843 г. Помимо паровой
машины судно так же имело парусное вооружение типа "бригантина": фок-мачта
несла три прямых паруса - фок, фор-марсель и фор-брамсель. Грот-мачта была "сухая",
на ней ставили грот-триссель и над грот-гафелем, на грот-стеньге, грот-топсель.
На бушприте ставили треугольные паруса либо один кливер, либо кливер и бом-кливер;
над корпусом судна ставился фор-стаксель. Надо сказать, что и с таким, несколько
облегченным, парусным вооружением в хороший ветер под парусами, без участия машины,
пароходофрегат мог идти со скоростью более 7 узлов. В кампанию 1844 г. пароходофрегат
совершал плавания между черноморскими портами под командованием лейтенанта Н.
М. Соковкина. 17.08.1848 г. доставил на буксире из Новороссийска в Севастополь
тендер "Струя", который 14.01.1848 г. затонул в районе Новороссийска
во время боры, однако позже был поднят со дна. Использовался на линии между Одессой
и Редут-Кале, однако в связи с тем, что его использование было экономически не
выгодно, в 1849 г. был заменен пароходом "Еникале". Пароходофрегат
принимал участие в Крымской войне. Под командованием капитан-лейтенанта П. Ф.
Щеголева в сентябре 1853 г. в составе эскадры вице-адмирала П. С. Нахимова участвовал
в высадке крупного десанта в Анакрию и Сухум-Кале. 04.11.1853 г. пароходофрегат
"Бессарабия" у Анатолийского берега захватил и привел в Севастополь
турецкий пароход "Меджари-Теджарет". Во время обороны Севастополя
совместно с пароходофрегатами "Владимир", "Громоносец", "Крым",
"Херсонес" и "Одесса" входил в отряд под командованием капитан-лейтенанта
Г. И. Бутакова. 30.08.1855 г. "Бессарабия" была затоплена в Северной
бухте при оставлении города гарнизоном. При расчистке Севастопольской бухты 22.01.1860
г. пароходофрегат был поднят, но в силу плохого состояния корпуса и машин не восстанавливался
и сдан на слом. |