ТТД: Водоизмещение: 764 т. Размеры: длина
- 54,9 м, ширина - 8,5 м, осадка - 3,2 м. Скорость полного хода: 11 узлов.
Силовая установка: котломашинная, 260 л.с. Экипаж: - чел. История
судна: Пароход В мае 1847 г. император Николай I разрешил "заказать
в Англии железный пароход по чертежу и величине "Оберона", с отнесением
потребных на это расходов на остаток сумм по Черноморской береговой линии".
Контракт на постройку железного парохода заключили с М. Виграмом 25.09.1847 г.
Пароход строился на судоверфи M. Wigram and Sons в Лондоне, получив название "Эльборус".
Спущен на воду 26.05.1848 г. Постройка парохода шла с задержкой контрактных сроков,
несмотря на то, что пароход должен был быть готов 9 августа, его испытания проводились
только 14 сентября. Пароход имел проектное водоизмещение 680 тонн, фактически
же водоизмещение составляло 764 тонн. Длина между перпендикулярами - 54,9 метра,
ширина 8,5 метров и осадка 3,2 метра. Машинно-котельная установка состояла из
двух железных коробчатых и трубчатых котлов с наибольшим давлением пара 1,4 атмосфер
и двух двухцилиндровых паровых машин с качающимися цилиндрами системы Пенна общей
мощностью 260 л. с. Паровые машины были построены на заводе "Бр. Ренни".
Судно имело две мачты, на которые ставили паруса в ветреную погоду. Скорость парохода
составляла 11 узлов. Практически вся носовая часть судна предназначалась
для больных. 36 постоянных мест располагались вдоль парохода, помимо этого предусматривалось
26 подвесных коек, таким образом общее число мест можно было увеличить до 62.
Также в носовой части под пассажирской палубой находились крюйт-камера и помещения
для шкиперских и артиллерийских запасов, а за ними, в сторону кормы - грузовой
трюм. Для погрузки на верхней палубе имелся большой люк и был поставлен грузовой
кран. Между помещением для больных и машинным отделением располагались каюты для
хозяйственников, а под ними помещения для хранения тросов, снастей и запасных
парусов. В случае перевозки большого числа больных предполагалось последнее помещение
использовать для команды, подвесив там койки. Но обычно носовое помещение для
больных делилось подъемной переборкой на две части и команда размещалась в его
передней части. Кормовая часть парохода также отводилась для больных. В
ней по бортам было устроено 26 постоянных мест и предусматривалась возможность
размещения еще 12 подвесных коек. Под этим помещением находился грузовой трюм
также с большим люком для погрузки и грузовым устройством. В сторону кормы от
помещения для больных располагались офицерский буфет, кают-компания и шесть офицерских
двухместных кают. Наверху, позади и спереди кожухов колёс помещались каюта командира
парохода и двухместные каюты для судовых офицеров. Пароход "Эльборус"
вышел из Англии 15.10.1848 г. и к 26 ноября прибыл в Одессу. Начиная с 01 .07.1849
г. "железный пакетботный пароход "Эльборус" стал совершать рейсы
между Керчью и городами, крепостями и укреплениями Черноморской береговой линии".
Для пассажиров были оборудованы места трех классов. На пароход "за удовлетворением
казенным и служебным требованиям войск" принимались "лица всех сословий,
а равно и грузы" с оплатой по таксе, утвержденной командиром Отдельного кавказского
корпуса. Пароход следовал по маршруту Керчь - Редут-Кале, при этом заходил
в Анапу, Новороссийск (с укреплением кабардинским), Геленджик, укрепления Новотроицкое,
Тенгинское, Вельяминовское, Лазарева, Головинское, Навагинское, Святого Духа,
а также в Гагры, Пицунду, Бомборы и Сухум-Кале. В результате организации регулярных
рейсов парохода "Эльборус" из Керчи в Редут-Кале вдоль Кавказского побережья
образовалась более или менее "стройная" система пароходных сообщений
между портами Чёрного и Азовского морей. Принимал участие в Крымской войне.
06.06.1854 г. пришел из Николаева в Севастополь, а 30 июня под командованием капитан-лейтенанта
А. А. Попова вышел в крейсерство к турецким берегам. В 15 милях от Босфора пароход
уничтожил два турецких коммерческих брига и захватил кочерму, на которую высадил
взятых в плен турок. 3 июля "Эльборус" благополучно возвратился в Севастополь,
а 7 августа вновь вышел в крейсерство вдоль Анатолийского берега. Пароходу не
удалось дойти до Босфора из-за угля, оказавшегося плохого качества, но, несмотря
на это, в этот раз он уничтожил турецкий коммерческий бриг, шедший с грузом угля
в Константинополь. 27.08.1855 г. "Эльборус" был затоплен на Севастопольском
рейде при оставлении города гарнизоном. Пароход был поднят 16.08.1860 г.
и летом следующего года поставлен на ремонт в Николаеве. Он оказался в хорошем
состоянии и после ремонта продолжил службу в Черноморском флоте под названием
"Казбек", к этому времени имя "Эльборус" носил другой пароход,
построенный по заказу РОПиТ в 1858 году. C ноября 1874 г., после покупки Морским
ведомством у РОПиТ второго парохода, получил своё прежнее название - "Эльборус". 28.10.1887
г. пароход следовал с Очаковского рейда и в г. Николаев, имея ход 10 узлов. В
районе 06.30 часов 29.10.1887 г. "Эльборус" совершил столкновение с
английским пароходом "Moulkins - tower", который врезался в него на
скорости 8,5 узлов впереди левого кожуха. Удар был так силен, что "Эльборус"
развернуло в правую сторону и "Moulkins - tower", пройдя по борту "Эльборуса",
едва успел подойти кормой, как нос "Эльборуса" моментально стал погружаться.
При столновении погибло 7 членов этипажа с "Эльборуса". Этим судном
в разное время командовали: - капитан1 ранга Федор Артюхов; - капитан 1
ранга Павел Федорович Саблин. |