ТТД: Водоизмещение: 1305 т. Размеры: длина
- 53,3 м, ширина - 9,7 м, осадка - 4,47 м. Скорость полного хода: 11 узлов.
Силовая установка: 2 паровые машины, 260 л.с. Вооружение: 4 орудия.
Экипаж: - чел. История корабля: Пароходофрегат Один из
четырёх однотипных пароходофрегатов, заказанных в Англии для нужд Черноморского
флота и непосредственно принимавших участие в боевых действиях Крымской войны.
Контракт на постройку пароходофрегатов "Крым", "Одесса",
"Херсонес" и "Бессарабия" был заключен 02.02.1842 г. Морским
ведомством России с английской судостроительной верфью W. & H. Pitcher. При
этом производитель обязался уже к 15.09.1842 г. построить "Крым" и "Одессу",
а к 01.02.1843 г. окончить строительство "Бессарабии" и "Херсонеса". Пароходофрегат
"Одесса" был начат строительством на судостроительной верфи W. &
H. Pitcher в Нордфлите в 1842 г., спущен на воду в феврале 1843 г. 06.05.1843
г. прибыл в Одессу с адмиралом М.П. Лазаревым на борту. С 10.05.1843 г.
использовался для пассажирских перевозок на линии Одесса-Константинополь под командованием
лейтенанта А. Л. Альбрандта. Помимо паровой машины судно так же имело парусное
вооружение типа "бригантина": фок-мачта несла три прямых паруса - фок,
фор-марсель и фор-брамсель. Грот-мачта была "сухая", на ней ставили
грот-триссель и над грот-гафелем, на грот-стеньге, грот-топсель. На бушприте ставили
треугольные паруса либо один кливер, либо кливер и бом-кливер; над корпусом судна
ставился фор-стаксель. Надо сказать, что и с таким, несколько облегченным, парусным
вооружением в хороший ветер под парусами, без участия машины, пароходофрегат мог
идти со скоростью более 7 узлов. В начале Крымской войны пароходофрегат
был вооружен и вошел в состав Черноморского флота. Летом 1853 г. участвовал в
перевозке пехотной дивизии из Крыма на кавказское побережье. Принимал участие
в Синопском сражении, после сражения буксировал в Севастополь линейный корабль
"Великий князь Константин". Во время обороны Севастополя совместно
с пароходофрегатами "Владимир", "Громоносец", "Бессарабия",
"Херсонес" и "Крым" входил в отряд под командованием капитан-лейтенанта
Г. И. Бутакова. 30.08.1855 г. "Одесса" была затоплена в Северной
бухте при оставлении города гарнизоном. После войны при расчистке Севастопольской
бухты 02.04.1860 г. корпус пароходофрегата был поднят и сдан на слом. |