ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина
- 27,4 м, ширина - 7,7 м, осадка - 3,5 м. Вооружение: 12 (затем 18) 12-фн
пушек. Экипаж: - чел. История корабля: Шхуна Шхуны
типа "Победослав-Дунайский" строились по чертежам английского адмирала
Ч. Ноульса, который поступил на русскую службу в октябре 1770 г., а в июне 1770
г. был назначен указом Екатерины II на должность генерал-интенданта флота. Все
четыре однотипные шхуны были заложены на Измаильской верфи в устье реки Дунай.
Руководил постройкой судов ("Победослав-Дунайский", "Вечеслав",
"Измаил" и "Браилов") обер-интендант Адмиралтейской коллегии
М.И. Рябинин. Корпус шхуны выполнялся из дерева и имел сплошную верхнюю
палубу. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 12-фунтовых
пушек. В носовой части судна был установлен бушприт, который продолжался утлегарем.
Судно несло две мачты, которые имели уклон к корме. Высота деревьев рангоута (мачт,
стеньг и реев), а также площадь парусов по методике Ноульса, была уменьшена. Фок-мачта
шхуны несла 3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых
паруса (косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3
косых паруса (стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль. Вооружение
шхуны состояло из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинной ствола
23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное,
гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал
5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил
до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка
1,6 тонны. Шхуна "Измаил" была заложена 06.06.1772 г. на Измаильской
верфи, спущена на воду 14.04.1773 г. и вошла в состав Дунайской флотилии. Шхуна
принимала участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. С мая по июнь 1773 г.
в составе отряда капитана 2-го ранга П. В. Третьякова выходила в крейсерство и
для испытания мореходных качеств в Чёрное море. В ноябре 1774 г. в составе Дунайской
флотилии бригадира графа Билана вышла из Измаила для перехода в Керчь, но из-за
шторма вынуждена была зайти в Очаков, где оставлена на зимовку. Весной 1775 г.
занимала брандвахтенный пост в Днепровском лимане, для воспрепятствования выходу
в море запорожских казаков. Осенью того же года ушла в Таганрог и зачислена в
состав Азовской флотилии. В 1776 г. доставляла почту из Таганрога в Константинополь,
где осталась на зиму. Весной 1777 г. перешла в Еникале, после чего в составе эскадры
выходила в плавания к берегам Крыма. C 1778 г. по 1780 г. и в 1782 году
выходила в крейсерство в Черном море. В 1781 г. подверглась тимберовке в Таганроге.
С 1783 г. в составе Черноморского флота, в 1783-1785 гг. несла брандвахту в Феодосии.
В июле 1787 г. доставила в Константинополь действительного статского советника
Я.И. Булгакова, где осталась для устранения повреждений, полученных во время перехода.
После объявления войны была задержана турецкими войсками, а экипаж и командир
посажены в тюрьму. Командир шхуны П.И. Борисов скончался в заключении 05.07.1789
г. Командиры шхуны: - И. Л. Ломен (1773-1775); - Н. И. Баскаков (1776-1777);
- С. Г. Цвиленев (1778-1780); - И. С. Кусаков (1781-1782); - П. И. Борисов
(1787). |