ТТД: Водоизмещение: 692 т. Размеры: длина
- 53,04 м, ширина - 7,77 м, осадка - 3,28 м. Скорость полного хода: 7 узлов. Силовая
установка: паросиловая, 70 л.с., 1 вал. Вооружение: 2 0,25-пудовые пушки.
Экипаж: 64 чел. История корабля: Винтовая шхуна Английский
товарный пароход "Harlinger" был заложен на судоверфи Carl J. Mare &
Co. в Блэкуоле, Англия. Корпус железный. Механизмы низкого давления фирмы Humphrys&Tennant.
В ноябре 1856 г. куплена Военным министерством для нужд Отдельного Кавказского
корпуса. 04.12.1856 г. присвоено наименование "Эльборус". 02.12.1857
г. вместе с другими шхунами корпуса перешла в собственность Морского ведомства
и вошла в состав Черноморской флотилии. Использовался для грузовых перевозок и
стационерной службы в портах Кавказа. В 1861 г. установлен новый котел фирмы
Maudslay Son & Field. В 1873 г. вместо гладкоствольных единорогов установлены
2 87-мм стальные нарезные пушки. 30.11.1874 переименована в "Казбек".
Во время русско-турецкой войны использовалась в качестве брандвахты в Одессе и
дополнительно получила на вооружение 2 3-фнт чугунных фальконета. После окончания
боевых действий продолжила деятельность по съемке и промерам в Черном и Азовском
морях, а также по обслуживанию маяков. Зимой 1881-1882 гг. в Николаеве установлен
отремонтированный котел со шхуны "Редут-Кале". В 1891 г. во время капитального
ремонта получила горизонтальную 2-цилиндровую машину простого расширения со шхуны
"Редут-Кале" мощностью 280 и.л.с. 01.2.1892 г. отнесена к классу
транспортов. В 1894 г. получила второй котел, снятый с яхты "Штандарт".
С 1900 г. имела на вооружении 2 37-мм одноствольные и 2 37-мм револьверные пушки
Гочкиса. В 1902 г. установлен новый котел производства Николаевского адмиралтейства.
Участвовала в Первой мировой войне. Занималась гидрографическим обеспечением боевой
деятельности Черноморского флота. 16.7.1915 г. переклассифицирована в гидрографическое
судно. 01.5.1918 г. захвачена в Севастополе немецкими войсками, а с 1919 г. входила
в состав флота Вооруженных сил юга России. Числилась в плавсредствах Лоции Керченского
пролива, но фактически использовалась для грузовых перевозок при отряде транспортов.
14.11.1920 г. во время эвакуации белой армии ушла из Севастополя в Константинополь,
где 16.2.1923 г. была продана французским судовладельцам. Дальнейшая судьба не
установлена. |