ТТД: Водоизмещение: -
т. Размеры: длина - 27,4 м, ширина - 7,7 м, осадка - 3,5 м. Вооружение:
12 (затем 18) 12-фн пушек. Экипаж: - чел. История корабля: Шхуна Шхуны
типа "Победослав-Дунайский" строились по чертежам английского адмирала
Ч. Ноульса, который поступил на русскую службу в октябре 1770 г., а в июне 1770
г. был назначен указом Екатерины II на должность генерал-интенданта флота. Все
четыре однотипные шхуны были заложены на Измаильской верфи в устье реки Дунай.
Руководил постройкой судов ("Победослав-Дунайский", "Вечеслав",
"Измаил" и "Браилов") обер-интендант Адмиралтейской коллегии
М.И. Рябинин. Корпус шхуны выполнялся из дерева и имел сплошную верхнюю
палубу. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 12-фунтовых
пушек. В носовой части судна был установлен бушприт, который продолжался утлегарем.
Судно несло две мачты, которые имели уклон к корме. Высота деревьев рангоута (мачт,
стеньг и реев), а также площадь парусов по методике Ноульса, была уменьшена. Фок-мачта
шхуны несла 3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых
паруса (косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3
косых паруса (стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль. Вооружение
шхуны состояло из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинной ствола
23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное,
гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал
5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил
до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка
1,6 тонны. Шхуна "Победослав Дунайский" была заложена 26.05.1772
г. на Измаильской верфи, спущена на воду 02.12.1772 г. и вошла в состав Дунайской
флотилии. Шхуна принимала участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг.
С мая по июнь 1773 г. в составе отряда капитана 2-го ранга П. В. Третьякова выходила
в крейсерство и для испытания мореходных качеств в Чёрное море. В ноябре 1774
г. во главе Дунайской флотилии под брейд-вымпелом бригадира флотилии графа Билана
вышла из Измаила для перехода в Керчь, но по причине шторма была вынуждена 02.12.1774
г. зайти в Константинополь, откуда шхуна ушла в Керчь. В 1775 г. была переведена
в состав Азовской флотилии, совершала плавания между портами Азовского и Чёрного
морей. В 1776 г совершила плавание из Керчи в Константинополь, по возвращении
откуда вмерзла в лед у Петровской крепости и всю зиму была вынуждена дрейфовать
в Азовском море. С 1777 по 1779 гг. ежегодно выходила в плавания в Чёрное и Азовском
моря. При этом в июне и июле 1777 г доставила из Таганрога в Балаклаву заместителя
командующего Азовской флотилии капитана бригадирского ранга А. И. фон Круза. В
1780 г подверглась тимберовке в Таганроге. В 1782 г. и 1783 г. выходила
в крейсерство к берегам Крыма. В 1783 г. переведена в состав Черноморского флота.
C 1784 по 1787 гг. занимала брандвахтенный пост в Козлове. Принимала участие
в русско-турецкой войне 1787-1791 гг. В составе эскадры капитана бригадирского
ранга Ф.Ф. Ушакова выходила в крейсерство в Чёрное море в 1788 г., а 03.07.1788
г. года участвовала в сражении у Фидониси. Командиры шхуны: - И.Ф. Шахов
(1773); - Г.Глотов (1774-1775); - А.И. Тимашев (1776); - Я.Ф. Бутковский
(до июня 1777); - В.Н. Подводин (с июня 1777); - Г.В. Неелов (1778);
- И.И. Лотырев (1779); - И.С. Кусаков (1781); - И.С. Кречетников (1782);
- Н.Ф. Селиверстов (1783-1787); - Г.Г. Белли (1788). |