ТТД: Водоизмещение: 335 т. Размеры: длина
- 38,8 м, ширина - 6,1 м, осадка - 2,97 м. Скорость полного хода: 9,5 узлов. Силовая
установка: паросиловая, 60 л.с., 1 вал. Вооружение: 4 12-фн карронады.
Экипаж: 52 чел. (7 офицеров). История корабля: Винтовая шхуна
Дополнительные сведения о конструкции Корпус железный. Механизмы низкого
давления производства фирмы Francois Bourdon в Марселе. Имела вспомогательное
парусное вооружение на двух мачтах. «Псезуапе». 31.01.1857 г.
была заказана Военным ведомством для нужд Отдельного Кавказского корпуса на судоверфи
Forges et Chantiers de la Mediterranee, Ла-Сен, Франция.
23.07.1857 г.
присвоено наименование "Псезуапе". 02.12.1857 вместе с другими шхунами
корпуса перешла в собственность Морского ведомства и затем включена в состав Черноморской
флотилии. В 1858-1860 гг. содействовала колонизации Кавказа, крейсируя
у восточных берегов Черного моря. 28.04.1858 г. участвовала в занятии Константиновского
укрепления; а 09.04.1859 г. в высадке десанта в Геленджике. В сентябре 1861 г.
- октябре 1862 г. находилась в плавании в Средиземном море и входила в состав
Эскадры в Средиземном море контр-адмирала И.А. Шестакова (1820-1888). С 1863 вновь
крейсировала у восточных берегов Черного моря, а также выполняла стационерные
обязанности в портах Крыма и Кавказа. В 1864 в Николаеве капитально отремонтированы
механизмы. В июне 1869г. - августе 1870 г. и августе 1875 г. - ноябре 1876 г.
плавала в Средиземном море и занимала пост стационера в Пирее. С 01.10.1871
г. - в составе Черноморского флота. С 1872 г. имела на вооружении две 76-мм
медные пушки. Зимой 1876-77 гг. в Николаеве капитально отремонтирована с установкой
нового котла и дополнительно двух 87-мм пушек. Накануне русско-турецкой
войны 23.03.1877 г. начала кампанию в Николаеве и 31.03.1877 г. пришла в Новороссийск
на станцию. 08.04.1877 г. прибыла в Керчь из Новороссийска и 17.04.1877 г. вошла
в состав Отряда военных судов в Керчи, который был придан Морской части Керченской
обороны. В ходе военных действий под командованием капитан-лейтенанта Г.Н. Федотова
использовалась как брандвахта у минных заграждений в Керчь-Еникальском проливе. По
окончании войны 06.06.1878 г. прибыла в Николаев из Керчи, однако вскоре снова
была отправлена на станцию в Новороссийск. С 1880 г. имела на вооружении четыре
87-мм пушки. В июле 1880 г. - ноябре 1881 г. и июле 1883 г. - августе 1884 г.
находилась в плавании в Средиземном море, занимая пост стационера в Пирее. В 1882-1883
гг. служила на станции в Батуме. В 1885 г. в Николаеве на шхуну был установлен
исправленный котел с поповки "Вице-адмирал Попов". В 1886 г. и 1887
г. находилась на станции в Галаце, в мае 1888 г . июне 1890 г. - в Константинополе,
а с 1891 г. и как минимум до 1902 г. - вновь в Галаце. Кроме того, эпизодически
назначалась в состав Практической эскадры. С 01.02.1892 г. переклассифицирована
в транспорт. С 1892 г. имел на вооружении две 87-мм пушки, а с 1901 - две 47-мм
револьверные и одну 37-мм одноствольную пушку Гочкиса. 20.4.1908 г. транспорт
"Псесуазе" отчислен к Севастопольскому порту по непригодности к дальнейшей
службе. В июле 1908 г. был передан Севастопольскому городскому попечительству
детских приютов и затем перестроен в плавучую школу для осиротевших детей. 18.03.1910
г. исключен из списков судов флота. С 1912 г. - "Детский приют-корабль
Цесаревича Алексея". Во время гражданской войны 13.11.1920 г. ушел
из Севастополя в Константинополь вместе с судами Черноморского флота Русской Армии
при эвакуации Крыма. В январе 1921 г. был передан в аренду РОПиТу. Впоследствии
брошен арендатором на острове Милос в безнадежно плохом состоянии и 19.02.1923
г. продан на слом.
Этой шхуной командовали: - капитан-лейтенант Г.Н.
Федотов. |