ТТД: Размеры: длина - 30,2 м, ширина - 7,8
м, осадка - 4 м. Вооружение: 2 3-фунтовые чугунные пушки, 14 18-фунтовых
карронад. Экипаж: 68 чел. История корабля: Шхуна Шхуна
принадлежит к серии небольших парусных судов (тип "Гонец") для Черноморского
флота, стоившихся в Николаеве и Севастополе. Всего было построено 5 единиц. Корпус
шхуны выполнялся из дерева со стальным диагональным креплением, стальными кницами
и сплошной верхней палубой. При наборе корпуса судна, наборное дерево для предотвращения
сухой гнили покрывалось масляным грунтом из белил, смешанных с олифой, что было
заимствовано из английской кораблестроительной школы. Такой же состав, только
большей концентрации, использовали при скреплении дерева в конструкции мачт. Вдоль
бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 14 18-фунтовых
карронад. В носовой части шхуна имела бушприт, который продолжался утлегарем.
Судно несло две мачты с уклоном их к корме. Судно парусное, фок-мачта несла
3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых паруса
(косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3 косых паруса
(стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль из дуба. Вооружение
состояло из 14 одноствольных 18-фунтовых (136-мм) карронад с длинной ствола 7,5
калибра, которые располагались побортно на верхней палубе, и из 2 одноствольных
3-фунтовых (76-мм) пушек с длиной ствола 19 калибров. Карронады предназначались
для ближнего боя. Заряжание - ручное, ядрами или картечью со стороны дула. Боезапас
расположенный в погребах подавался вручную. Расчёт орудия включал 5 человек. Орудие
чугунное гладкоствольное, тонкостенное размещалось на неповоротном станке. Дальность
стрельбы при возвышении 5° осстовляло до 960 метров. Масса карронады - 508 кг.
3-фунтовые пушеки с длиной ствола 19 калибров могли использоваться как
ретирадные в корме, а так же как догонные в носовой части судна. Орудие - чугунное,
гладкоствольное на штыре, могло вращаться вокруг своей оси. Заряжание - ручное,
ядрами со стороны дула. Масса пушки составляла 368,3 кг. Шхуны типа "Гонец"
ежегодно действовали в составе отрядов у Кавказкого побережья. В разное время
находились в распоряжении русских дипломатических миссий в Греции и Турции. Несли
брандвахтенную службу. Участвовали в Крымской войне 1854-1855 годов, находясь
в Севастополе были затоплены в составе других кораблей и судов Черноморского флота,
чтобы не достаться врагу. Шхуна "Смелая" была заложена 22.10.1838
г. в Севастопольском адмиралтействе, строитель - А. П. Прокофьев. Спущена на воду
10.05.1839 г., вошла в состав Черноморского флота. В 1840-1843 гг., 1847
г., 1848 г. и 1850-1853 гг. в составе отрядов действовала у Кавказского побережья.
08-10.10.1841 г., находясь в составе отряда контр-адмирала М. Н. Станюковича,
содействовала продвижению войск генерал-лейтенанта И. Р. Анрепа от м.Адлер до
Навагинского укрепления. 13.01.1848 г. шхуна была застигнута борой в Цемесской
бухте, где стояла на бочке. Шхуна сильно обмерзла, но экипажу ценой нечеловеческих
усилий удалось спасти судно. В продолжение более 47 часов офицеры и команда находились
в беспрерывной авральной работе, занимаясь очисткой льда с корпуса судна, рангоута
и снастей. В частности, для облегчения корабля командиром было приказано было
сбросить за борт брифок-рею, обрубить бушприт с бакштагами и штагами, а так же
избавиться от всего такелажа на мачтах. В 1845 г., 1847 г. и 1849 г. шхуна
"Смелая" в составе эскадр находилась в практических плаваниях в Черном
море. Шхуна участвовала в Крымской войне 1853-1856 гг. В 1854 г. стояла
в Севастопольской гавани для охраны арсенала и блокшивов. Затонула в 1855 г. от
полученных в результате неприятельской бомбардировки пробоин на глубине 10 м.
После войны при расчистке Севастопольской бухты 10.05.1858 года шхуна была
поднята со дна и продана. Командирами шхуны в разное время служили:
- К. А. Леонтьев (1840-1844); - П. П. Колчин (1845-1847); - Я. П. Перфильев
(1848); - Н. Н. Волоцкой (1850-1851); - Н. Ф. Юрьев (1852); - И. Н.
Кондогури (1853-1854). |