Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
   
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота
Все парусные корабли

Шхуны

 
 
 
     
   

Шхуна "Вечеслав"

 
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение: - т.
Размеры: длина - 27,4 м, ширина - 7,7 м, осадка - 3,5 м.
Вооружение: 12 (затем 18) 12-фн пушек.
Экипаж: - чел.

История корабля:
Шхуна

Шхуны типа "Победослав-Дунайский" строились по чертежам английского адмирала Ч. Ноульса, который поступил на русскую службу в октябре 1770 г., а в июне 1770 г. был назначен указом Екатерины II на должность генерал-интенданта флота. Все четыре однотипные шхуны были заложены на Измаильской верфи в устье реки Дунай. Руководил постройкой судов ("Победослав-Дунайский", "Вечеслав", "Измаил" и "Браилов") обер-интендант Адмиралтейской коллегии М.И. Рябинин.

Корпус шхуны выполнялся из дерева и имел сплошную верхнюю палубу. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 12-фунтовых пушек. В носовой части судна был установлен бушприт, который продолжался утлегарем. Судно несло две мачты, которые имели уклон к корме. Высота деревьев рангоута (мачт, стеньг и реев), а также площадь парусов по методике Ноульса, была уменьшена. Фок-мачта шхуны несла 3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых паруса (косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3 косых паруса (стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль.

Вооружение шхуны состояло из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинной ствола 23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное, гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал 5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка 1,6 тонны.

Шхуна "Вечеслав" была заложена 26.05.1772 г. на Измаильской верфи, спущена на воду 05.03.1773 г. и вошла в состав Дунайской флотилии.

Шхуна принимала участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. С мая по июнь 1773 г. в составе отряда капитана 2-го ранга П. В. Третьякова выходила в крейсерство и для испытания мореходных качеств в Чёрное море. В ноябре 1774 г. в составе Дунайской флотилии бригадира графа Билана вышла из Измаила для перехода в Керчь, но из-за шторма потеряла другие суда и вынуждена была уйти в Таганрог.

В 1775 г. была зачислена в состав Азовской флотилии, в следующем году выходила в плавание в Азовское море. В 1777 г. доставила из Тамани в Еникале крымского хана Шагин-Гирея, после чего ушла в плавание в Чёрное море. В 1778 г. и 1779 г. выходила в крейсерство в Керченский пролив. В 1780 г. подверглась тимберовке в Таганроге.

C 1782 г. по 1786 г. ежегодно выходила в крейсерство к берегам Крыма и плавания в Чёрное море, при этом в 1783 г. была переведена в состав Черноморского флота. В 1787 г. занимала брандвахтенный пост в Севастополе.

Командиры шхуны:
- Г. Вельяшев (1773-1775);
- И.М. Киреевский (с 1776 по август 1777);
- Л.Н. Сумароков (с августа 1777);
- В.Н. Подводин (1778);
- Н.А. Мосолов (1779);
- А.А. Обольянинов (1782);
- Г.С. Карандино (до августа 1787);
- К.Г. Гайтани (с августа 1787).

 
       
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте