ТТД: Водоизмещение: - т. Размеры: длина
- 27,4 м, ширина - 7,7 м, осадка - 3,5 м. Вооружение: 12 (затем 18) 12-фн
пушек. Экипаж: - чел. История корабля: Шхуна Шхуны
типа "Победослав-Дунайский" строились по чертежам английского адмирала
Ч. Ноульса, который поступил на русскую службу в октябре 1770 г., а в июне 1770
г. был назначен указом Екатерины II на должность генерал-интенданта флота. Все
четыре однотипные шхуны были заложены на Измаильской верфи в устье реки Дунай.
Руководил постройкой судов ("Победослав-Дунайский", "Вечеслав",
"Измаил" и "Браилов") обер-интендант Адмиралтейской коллегии
М.И. Рябинин. Корпус шхуны выполнялся из дерева и имел сплошную верхнюю
палубу. Вдоль бортов верхней палубы, вырезались пушечные порты для установки 12-фунтовых
пушек. В носовой части судна был установлен бушприт, который продолжался утлегарем.
Судно несло две мачты, которые имели уклон к корме. Высота деревьев рангоута (мачт,
стеньг и реев), а также площадь парусов по методике Ноульса, была уменьшена. Фок-мачта
шхуны несла 3 прямых паруса (бри-фок, топсель и бом-топсель), а грот-мачта 2 косых
паруса (косой-грот и гоф-топсель),также к бушприту и утлегарю крепились ещё 3
косых паруса (стаксель, кливер и бом-кливер). Шхуна имела 1 руль. Вооружение
шхуны состояло из 12 одноствольных 12-фунтовых (120-мм) пушек с длинной ствола
23 калибра, которые располагались побортно на верхней палубе. Орудие чугунное,
гладкоствольное размещалось на неповоротном деревянном станке. Расчёт пушки включал
5 человек. Заряжание ручное ядрами со стороны дула. Угол возвышения пушки доходил
до 10° при этом дальность стрельбы составляла около 1,5 км. Орудие весило порядка
1,6 тонны. Шхуна "Вечеслав" была заложена 26.05.1772 г. на Измаильской
верфи, спущена на воду 05.03.1773 г. и вошла в состав Дунайской флотилии. Шхуна
принимала участие в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. С мая по июнь 1773 г.
в составе отряда капитана 2-го ранга П. В. Третьякова выходила в крейсерство и
для испытания мореходных качеств в Чёрное море. В ноябре 1774 г. в составе Дунайской
флотилии бригадира графа Билана вышла из Измаила для перехода в Керчь, но из-за
шторма потеряла другие суда и вынуждена была уйти в Таганрог. В 1775 г.
была зачислена в состав Азовской флотилии, в следующем году выходила в плавание
в Азовское море. В 1777 г. доставила из Тамани в Еникале крымского хана Шагин-Гирея,
после чего ушла в плавание в Чёрное море. В 1778 г. и 1779 г. выходила в крейсерство
в Керченский пролив. В 1780 г. подверглась тимберовке в Таганроге. C 1782
г. по 1786 г. ежегодно выходила в крейсерство к берегам Крыма и плавания в Чёрное
море, при этом в 1783 г. была переведена в состав Черноморского флота. В 1787
г. занимала брандвахтенный пост в Севастополе. Командиры шхуны: - Г.
Вельяшев (1773-1775); - И.М. Киреевский (с 1776 по август 1777); - Л.Н.
Сумароков (с августа 1777); - В.Н. Подводин (1778); - Н.А. Мосолов (1779);
- А.А. Обольянинов (1782); - Г.С. Карандино (до августа 1787); - К.Г.
Гайтани (с августа 1787). |