ТТД: Водоизмещение (подводное): 45 т.
Размеры: длина - 12 м, ширина - 3,92 м, осадка - 3,9 м. Скорость хода (надводная/подводная):
3,6/3,5 узлов. Глубина погружения: до 550 м. Дальность плавания: под
водой 16,5 миль. Силовая установка: электрическая, 2 гребных винта в насадках
побортно, 4 подруливающих устройства. Экипаж: 3 человека + 20 спасаемых. История
подлодки: Автономный подводный спасательный аппарат пр.1837 В 1967
г. ЦКБ "Лазурит" разработало технический проект спасательного подводного
снаряда, доставляемого к месту применения как специализированным носителем - спасательным
судном или подводной лодкой, так и в случае соответствующего переоборудования
- боевой подводной лодкой или надводным кораблем. Главный конструктор проекта
- Б.А. Леонтьев, главный наблюдающий от ВМФ - А.И. Никитинский. Назначением
автономного подводного спасательного аппарата является: спасение личного состава
затонувших подлодок с глубин до 500 м путем приема подводников в снаряд и транспортировку
их на спасательную подводную лодку или надводный корабль; допоиск и обследование
затонувшей подлодки после ее обнаружения поисковыми спасательными силами; оказание
помощи личному составу затонувшей подлодки путем передачи продуктов питания, средств
регенерации и одежды. Переход спасаемых из затонувшей подводной лодки осуществляется
через расположенную в нижней части снаряда специальную камеру присоса. Кроме того,
он может осуществлять допоиск и обследование различных объектов и отдельные работы
манипуляторами. Аппарат может эксплуатироваться на волнении до 4 баллов
и буксироваться при этом со скоростью 5 узлов, способен совершить без подзарядки
собственных аккумуляторных баратей два рейса к аварийному объекту. За счет собственной
плавучести подводный аппарат поднимает груз массой до 1,3 т. Спасательный
подводный снаряд "СПС-1" проекта 1837 был заложен 22.10.1969 г. в Горьком,
"Красное Сормово им. А.А. Жданова" (заводской №10127). Спущен на воду
в 1970 г., вступил в строй 05.11.1971 г. Являлся головным аппаратом в своей
серии. В 1971-73 гг. успешно прошел опытную эксплуатацию на Черноморском флоте.
Входил в состав 288-й группы подлодок спецназначения АСС КЧФ. В 1977 г.
был переклассифицирован в автономные подводные спасательные аппараты с переименованием
в "АС-1". Активно участвовал в учениях флота, выполнял задачи
боевой службы (на борту спасательного судна), привлекался для поисковых и специальных
работ различного назначения. 13.11.1990 г. был исключен из состава ВМФ в
связи со сдачей в ОФИ. Этим автономным подводным спасательным аппаратом
в разное время командовали: - старший лейтенант Маврин В.И. |