ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1952/2475 т. Размеры: длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,1 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,8/16 узлов. Глубина погружения: рабочая
- 250 м, предельная - 280 м. Дальность плавания: над водой 30000 миль при
8,1 узлах или 3600 миль при 15 узлах, под РДП - 16000 миль при 7 узлах, под водой
400 миль при 2 узлах. Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. +
1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического
хода. Вооружение: 6 носовых + 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды
или 32 мины. Экипаж: 77 (12 офицеров, 13 мичманов) История:
Подводная лодка пр.641 Одной из первых, предназначенных для экспорта, была
дизель-электрическая подводная лодка пр.641. Этот отечественный корабль, считавшийся
в 60-е гг. XX века одним из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности,
мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, вполне подходил
для поставок на экспорт. По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в
октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического
проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего
собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641
был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР. В
августе 1955 года, уже после того, как тачался выпуск рабочих чертежей, было принято
совместное решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путем применения
новой корпусной стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм2 и замены оборудования,
подвергающегося забортному давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими
средствами навигации, наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать
в новом проекте около 170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций,
учитывающих опыт постройки и эксплуатации ПЛ пр.611. По проекту 641, разработанному
под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый
корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем,
чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели
гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой
аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять
с глубины до 80 м; 2-й – жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под
настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно
располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался
камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели,
7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким,
над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства
для работы дизелей под водой и газоотвода. Вооружение состояло из 6 носовых
и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки),
боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части
их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом
"Ленинград-641". В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом,
были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки)
для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя
ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104
для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных
винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки
аккумуляторов. Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование.
К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая
станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая
в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов,
система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки "Накат". В
НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки
поставлялись за границу. (Польша, Индия, Ливия, Куба). Подводная лодка
"Б-41" была заложена 07.04.1966 г. в Ленинграде на заводе "Судомех"
(№196), заводской номер 822. Спущена на воду 20.05.1966 г., вступила в строй 24.12.1966
г. Находилась в составе Северного флота. В 1986 году была переведена на
Черноморский Флот. Входила в состав 153-й бригады подводных лодок 14-й дивизии
подводных лодок КЧФ. По итогам выполнения боевых задач в 1988 г. 38 человек
экипажа "Б-41" во главе с командиром капитаном 2 ранга Ю.И.Баталиным
были награждены орденами и медалями. Подводную лодку "Б-41" списали
в 24.08.1993 г. приказом командующего ЧФ с формулировкой "Ввиду невозможности
дальнейшего использования по прямому назначению боевых кораблей". Однако
реально лодка была списана еще в 1992 году, при нахождении её в ремонте на заводе
"Флотский арсенал" в г.Варна (Болгария). Командование ЧФ пыталось подготовить
подлодку (а так же однотипную ей подлодку "Б-326") из ремонта к переходу
в Севастополь под буксирами, но буксирные устройства оказались не в строю, винто-рулевые
группы не проверены, аварийно-спасательным ими противопожарным имуществом не укомплектованы,
личный состав не имел допусков к плаванию. В результате "Б-326", отремонтированная
на 96 процентов готовности, была продана Болгарии в счет долга России за её ремонт
и стоянку в порту Варна, а "Б-41" - как металлолом. Этой подводной
лодкой в разное время командовали: - Ю.Никулин; - Ю.Баталин; - С.Иванов. |