ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1952/2475 т. Размеры: длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,1 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,8/16 узлов. Глубина погружения: рабочая
- 250 м, предельная - 280 м. Дальность плавания: над водой 30000 миль при
8,1 узлах или 3600 миль при 15 узлах, под РДП - 16000 миль при 7 узлах, под водой
400 миль при 2 узлах. Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. +
1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического
хода. Вооружение: 6 носовых + 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды
или 32 мины. Экипаж: 77 (12 офицеров, 13 мичманов) История:
Подводная лодка пр.641 Одной из первых, предназначенных для экспорта, была
дизель-электрическая подводная лодка пр.641. Этот отечественный корабль, считавшийся
в 60-е гг. XX века одним из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности,
мощности энергетической установки, вооружению и другим параметрам, вполне подходил
для поставок на экспорт. По результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в
октябре 1954 года было принято совместное решение ВМФ и МСП о разработке технического
проекта 641 океанской подводной лодки большого водоизмещения, представлявшего
собой дальнейшее развитие проекта 611. В январе 1955 года технический проект 641
был разработан, а в июле того же года утвержден Постановлением СМ СССР. В
августе 1955 года, уже после того, как начался выпуск рабочих чертежей, было принято
совместное решение ВМФ и МСП об увеличении глубины погружения путем применения
новой корпусной стали АК-25 с пределом текучести 60 кгс/мм2 и замены оборудования,
подвергающегося забортному давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими
средствами навигации, наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать
в новом проекте около 170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций,
учитывающих опыт постройки и эксплуатации ПЛ пр.611. По проекту 641, разработанному
под руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый
корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем,
чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели
гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой
аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять
с глубины до 80 м; 2-й - жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под
настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно
располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался
камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели,
7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким,
над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства
для работы дизелей под водой и газоотвода. Вооружение состояло из 6 носовых
и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки),
боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части
их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом
"Ленинград-641". В силовую установку входили три дизеля 37Д с
газотурбонаддувом, были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные
шумовые выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых
электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный
ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных
винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки
аккумуляторов. Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование.
К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая
станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М",
действовавшая в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы
чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и средства радиотехнической
разведки "Накат". В НАТО новым "букам" присвоили название
"Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки поставлялись за границу
(Польша, Индия, Ливия, Куба). Подводная лодка Б-435 была заложена 24.03.1970
г. в Ленинграде на Адмиралтейском заводе (№ 194), заводской номер 260. Спущена
на воду 29.05.1970 г., вступила в строй 06.11.1970 г. За время службы в
ВМФ СССР подлодка прошла 13 тысяч морских миль, осуществила 14 походов, в том
числе на Кубу, выигрывала приз главкома ВМФ по торпедной стрельбе. В 1997
г. в соответствии с Соглашением о разделе ЧФ между Российской Федерацией и Украиной
подводная лодка "Б-435" была исключена из состава Черноморского флота
и включена в состав ВМС Украины. Была переименована в "Запорiжжя" ("Запорожье"),
бортовой номер "U01". 01.08.1997 г. на ней был поднят флаг ВМС Украины.
Подлодка длительное время находилась в ремонте. 22.03.2014 г. в Севастополе
в 09.00 по местному времени над подводной лодкой был поднят Военно-Морской флаг
России. Подлодка вошла в состав 4-й отдельной бригады подводных лодок (в резерве). В
2024 г. было принято решение о превращении Б-435 в подлодку-музей, в связи с чем
были начаты работы по легкому корпусу, а в октябре 2024 г. Б-435 была поставлена
в сухой док Севморзавода для ремонта подводной части и конвертации. После
окончания подготовительных работ по музеефикации, подводная лодка Б-435 Черноморского
флота уже как лодка-музей займет своё место у причала в Севастопольской бухте,
и будет принимать на свой борт экскурсантов, как и находящаяся в Балаклаве подводная
лодка С-49. |