ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 2770/3600
т.
Размеры: длина - 90,2 м, ширина - 8,6 м, осадка
5,7 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 13/16 узлов.
Силовая установкая: 3 дизеля, 4 электромотора.
Дальность плавания: 450 миль в подводном положении,
14000 миль в надводном положении (РДП).
Вооружение: 6 533-мм носовых торпедных аппаратов,
24 торпеды.
Глубина погружения: рабочая 240 м.
Экипаж: 78 чел.
История подлодки:
Подводная лодка пр.641Б
Развитие и совершенствование дизель-электрических
подводных лодок в конце 60-х - начале 70-х гг.
шло не только по пути создания новых проектов,
но и модернизации созданных ранее и хорошо зарекомендовавших
в процессе эксплуатации. Примером такой модификации
может быть проект большой дизель-электрической
подводной лодки, разработанный на базе ранее построенных
лодок этого типа пр.641.
Модификация заключалась в повышении боевой эффективности
корабля за счет установки нового радиотехнического
вооружения, увеличения боезапаса торпедного и
минного оружия, а также повышения уровня автоматизации
управления боевыми техническими средствами. Подводная
лодка пр.641Б была спроектирована в ЦКБ МТ "Рубин"
и представляла третье поколение советских послевоенных
дизельных подводных лодок. Главным конструктором
был З. А. Дерибин, главным наблюдающим от ВМФ
капитан 2 ранга В.А. Маршев, а затем капитан 2
ранга И.А. Коцюбин.
Так, по сравнению с предыдущим типом подводной
лодки, на новом корабле удалось на 20 % увеличить
боезапас торпед. Кроме того, был предусмотрен
автоматический ввод данных в торпеды. Для этих
целей впервые на дизель-электрической подводной
лодке установили гидроакустический комплекс и
боевую информационную управляющую систему для
обеспечения выдачи целеуказаний торпедному оружия,
процесса управления торпедной стрельбой и боевого
маневрирования корабля.
На пр.641Б установлен был также более совершенный
навигационный комплекс, обеспечивающий кораблевождение
и использование оружия при плавании в высоких
широтах. Большое внимание при модернизации уделялось
повышению скрытности нового корабля. Внедрение
конструктивных мероприятий по снижению уровню
подводной шумности (амортизация механизмов, облицовка
звукопоглащающими покрытиями трубопроводов, фундаментов,
легкого корпуса) позволило значительно уменьшить
шумоизлучение. Подводная лодка пр.641Б была признана
отечественными специалистами самой малошумной
по тому времени.
На данном проекте были улучшены условия обитаемости
экипажа ПЛ. Весь личный состав корабля обеспечен
постоянными спальными местами - офицерский и старшинский
состав размещен в каютах, рядовой - в кубриках.
Эти лодки имели корпус, более приспособленный
к плаванию под водой, чем у ДПЛ проекта 641.
Энергетическая установка на новом корабле осталась
прежней: три двигателя мощностью по 1900 л.с.,
один гребной электродвигатель мощностью 2700 л.с.,
два гребных электродвигателя мощностью 1350 л.с.
и один двигатель экономического хода мощностью
140 л.с. Что касается аккумуляторных батарей,
размещенных в четырех группах, то на пр.641Б они
были заменены на более совершенные.
Головной корабль стоился в Горьком и вступил
в состав отечественного Военно-морского флота
20 мая 1973 г. Всего по данному пр.641Б было построено
18 подводных лодок. Все подлодки этого проекта
(начиная с 24 ноября 1973 года, с прибытия на
ЧФ первой лодки проекта "Б-433") переводились
после своей постройки в 153-ю бригаде подводных
лодок 14-й дпл, проходя в ней государственые испытания
и готовясь либо к переводу на СФ через боевую
службу в Средиземном море, либо в доке внутренним
судоходным путём.
Подводная лодка "Б-498" была заложена
на заводе "Красное Сормово" в Горьком
23.10.1974 г. (заводской №104), спущена на воду
30.07.1975 г. и 31 декабря 1975 года вступила
в строй. Входила в состав 153 БрПЛ 14 ДиПЛ КЧФ,
с базированием на Южную бухту г. Севастополя.
В 1976 году в ходе инспекционной проверки Главной
инспекцией Министерства обороны совместно с Главным
политуправлением СА и ВМФ и Главным управлением
кадров подлодка успешно провела инспекторские
торпедные стрельбы.
В 1977 году подлодка "Б-498" провела
боевую службу длительностью 45 суток.
В 1979 году на Черном море была введена в действие
аппаратура, расширившая возможности по передаче
информации на подводные лодки, находящиеся под
водой. С целью проверки эффективности этого канала
связи начальником ГШ ВМФ адмиралом флота Г.М.Егоровым
было дано приказание передать на "Б-498",
выполняющую задачи БС, контрольную телеграмму.
Лодка получила эту телеграмму в подводном положении,
и ответ на неё был должен начальнику ГШ ВМФ через
45 минут.
С 1979 по 1981 года эта подводная лодка так
же выполнила 3 боевых службы.
В ноябре 1988 года подводная лодка "Б-498"
через боевую службу ушла на Северный флот. Всего
на ЧФ эта подлодка прослужила 13 лет, оставив
у всех, кто служил на ней, самые добрые воспоминания.
В 1995 году подлодка была выведена из состава
ВМФ и поставлена в отстой в Полярном. В 2003 году
была утилизирована.
Этой лодкой в разное время командовали:
- Ф.Солодов;
- Ю.Ничик;
- В.Ермолов;
- С.Андреев;
- В.Емельянов.
|