ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1890/2415 т. Размеры: длина - 90,5 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,15 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,5/12,5 узлов. Глубина погружения:
рабочая 170 м, предельная 200 м. Дальность плавания: над водой 3650 миль
при 16,5 узлах, или 14350 миль при 9 узлах, под водой 290 миль при 2 узлах, или
режиме РДП 6300 миль при 6,5 узлах. Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля,
2х1350 + 1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического
хода. Вооружение: 2 баллистические ракеты Р-11ФМ, 6 носовых и 4 кормовых 533-мм
торпедных аппаратов, боезапас - 10 торпед. Экипаж: 72 чел. (9 офицеров). История
подлодки: Подводная лодка пр.АВ-611 По результатам испытаний подлодки
пр.В-611 в ЦКБ-16 была начата корректировка данного проекта. К концу 1955 года
работы были закончены, и новый проект получил индекс АВ-611. Лодку оборудовали
двумя радиолокаторами. С помощью одного обнаруживали надводные цели, другой же
фиксировал излучение чужих радаров. Для поиска подводных объектов, будь то субмарины
или мины, служили гидроакустическая станция и шумопеленгатор. Командирский и зенитный
перископы располагались на вращающейся площадке. Цилиндрический сварной
прочный корпус длиной 67,5 м выполнили из 18-22-мм стали, с необычным - наружным
расположением шпангоутов, что позволило увеличить объем внутренних помещений,
хотя они все равно оказались тесноватыми. В первом и седьмом отсеках находились
торпедные аппараты, В пятом стояли 3 дизеля мощностью по 2000 л.с. В подводном
положении воздух к ним подавался через РДП (шнорхель), здесь же была пара дизель-компрессоров.
Два бортовых электродвигателя ПГ-101 (в шестом отсеке) по 1350 л.с. приводили
во вращение 3х-лопастные гребные винты, средний ПГ-102 (2700 л.с.) без передачи
работал на малошумный 4-лопастной винт. В седьмом отсеке, под настилом, смонтировали
140-сильный электромотор экономичного хода. Лодки оснастили кондиционером воздуха,
рефрижератором и опреснителем. Легкий наружный корпус спроектировали обтекаемым,
толщиной 3 мм, а у ватерлинии толщину довели до 8 мм в расчете на плавание во
льдах. Стрельба ракетами могла быть осуществлена только при нахождении лодки
в надводном положении, при волнении моря до 4-5 баллов и скоростях хода 8-12 узлов.
Подготовка к старту ракет осуществлялась в подводном положении, на что уходило
до двух часов. Пуск первой ракеты мог быть произведен через 5 минут после всплытия
подводной лодки. За это время пусковой стол с ракетой поднимался на уровень верхнего
среза шахты. Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1
продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959 года состоялось решение о принятии
на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Всего было решено переоборудовать
четыре лодки на заводе № 402 в Северодвинске и одну - на заводе №196 в Ленинграде
(по другим сведениям № 202 в г. Владивостоке). С 1958 по 1967 года было
произведено 77 пусков ракет Р-11ФМ, из которых 59 было признано успешными. Неудачных
пусков было 18 (7 - из-за ошибок личного состава, 3 - по причинам отказа систем
ракет, причины остальных определить не удалось). Ракетный комплекс Д-1 был снят
с вооружения в 1967 году. В первое время лодки этого проекта они использовались
для накопления опыта эксплуатации ракетного оружия. В последствии они не раз перестраивались
для отработки различных систем вооружений, в частности испытывались гидроакустические
и навигационные комплексы. Подводная лодка "Б-78" была
заложена 16 июля 1955 г. в цехе №50 судостроительного завода № 402 в гор. Молотовске,
заводской №209. Спущена на воду 13 июня 1957 г., вступила в строй 30 ноября 1957
г., получив наименование "Мурманский комсомолец". После модернизации
по проекту 611АВ, подлодка вошла в состав 140 ОБПЛ СФ (г. Оленья). В 1961 году
вошла в состав 16 ДиПЛ 12 ЭПЛ СФ. Подводная лодка "Б-78"
в ноябре 1966 г. внутренними водами перешла с Северного флота в Севастополь. Пройдя
на заводе им. С.Орджоникидзе переоборудование, лодка в январе 1969 г. (Ю.Волков)
была переведена в опытовые (с переименованием в "БС-78") и обеспечивала
до конца 1972 г. испытания радиооптикоэлектронной астронавигационной системы "Символ"
и опытного образца аппаратуры опознавания. Далее снова последовало переоборудование,
и в 1977 г. лодка (М.Елисейкин, затем Ф.Погорелов) в соответствии с совместным
решением Министерства судостроительной промышленности и Государственного комитета
стандартов при Совмине СССР приступила к испытаниям комплектов различной аппаратуры
для измерения физических полей корабля. Для этого у неё было демонтировано в 1-м
отсеке 6 торпедных аппаратов, установлены комплекс "Днестр", на лёгком
корпусе - 22 пассивных и активных датчика, а в ограждении рубки - две лазерные
пушки. Задача комплекса - исследование физических свойств морской среды: яркости,
освещённости, электропроводности и на этой основе изучение возможностей обнаружения
подводных лодок по следу, который образуется в морской среде после их прохождения. Одновременно
представители нескольких институтов страны занимались подобной проблемой, для
чего устанавливали на лодке свою аппаратуру. Борьба шла за эффективность и компактность
аппаратуры, которая потом нашла своё применение на последующих поколениях дизельных
и атомных лодок. В это же время проводилось исследование возможностей гашения
своего следа с использованием специальных полимерных добавок, которые хранились
в цистерне ёмкостью Юти выбрасывались за борт насосами через ТА 7-го отсека. Демонтированные
в 4-м отсеке две ракетные шахты, а также 3-я группа аккумуляторных батарей позволили
разместить измерительный комплекс "Днепр" для замеров шумности других
подлодок, скорости звука в морской среде и производства регистрации обнаруженного
следа подводных лодок. Для обслуживания всей этой техники на лодке ввели должность
заместителя командира по специальным измерениям (П.Олейник). Он и мичманы группы
измерения В.Безродный, В.Тарасов, Н.Отверченко, а также личный состав РТС прошли
специальное обучение в институтах, разработавших эту технику. В мае 1980 г. на
"БС-78" (Ф.Погорелов) проходила выездная сессия Академии наук СССР под
председательством её президента академика А.Александрова, которая ознакомилась
с переоборудованием лодки, откорректировала программу испытаний. В августе
1986 г. подлодка "БС-78" была выведена из состава ВМФ, а 01 октября
1986 года экипаж подводной лодки был расформирован. Этой подводной лодкой
в разное время командовали: - Ю.Волков; - М.Елисейкин;; - Ф.Погорелов;
- А.Резниченко; - Г.Гвоздев; - С.Табачный. |