ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1952/2475 т. Размеры: длина - 91,3 м, ширина - 7,5 м, осадка - 5,1 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,8/16 узлов. Глубина погружения: рабочая
- 250 м, предельная - 280 м. Дальность плавания: над водой 30000 миль при
8,1 узлах или 3600 миль при 15 узлах, под РДП - 16000 миль при 7 узлах, под водой
400 миль при 2 узлах. Силовая установка: 3х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. +
1х2700 л.с. гребные электродвигатели, 1х140 л.с. электродвигатель экономического
хода. Вооружение: 6 носовых + 4 кормовых 533-мм торпедных аппарата, 22 торпеды
или 32 мины. Экипаж: 77 чел. История: Подводная лодка пр.641
Одной из первых, предназначенных для экспорта, была дизель-электрическая подводная
лодка пр.641. Этот отечественный корабль, считавшийся в 60-е гг. XX века одним
из лучших в мире по архитектуре корпуса, мореходности, мощности энергетической
установки, вооружению и другим параметрам, вполне подходил для поставок на экспорт. По
результатам выполненных ЦКБ-18 проработок в октябре 1954 года было принято совместное
решение ВМФ и МСП о разработке технического проекта 641 океанской подводной лодки
большого водоизмещения, представлявшего собой дальнейшее развитие проекта 611.
В январе 1955 года технический проект 641 был разработан, а в июле того же года
утвержден Постановлением СМ СССР. В августе 1955 года, уже после того,
как тачался выпуск рабочих чертежей, было принято совместное решение ВМФ и МСП
об увеличении глубины погружения путем применения новой корпусной стали АК-25
с пределом текучести 60 кгс/мм2 и замены оборудования, подвергающегося забортному
давлению. Одновременно предлагалось оснастить ПЛ новейшими средствами навигации,
наблюдения и связи. Кроме того, было решено реализовать в новом проекте около
170 предложений по улучшению отдельных лодочных конструкций, учитывающих опыт
постройки и эксплуатации ПЛ пр.611. По проекту 641, разработанному под
руководством главного конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый
корпус выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем,
чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили обтекатели
гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили выгородки для этой
аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами, из которых можно было стрелять
с глубины до 80 м; 2-й – жилым (также здесь находилась кают-компания), в нем под
настилом находились аккумуляторные батареи повышенной емкости; в 3-м традиционно
располагался центральный пост; в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также располагался
камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м - гребные электродвигатели,
7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение рубки спроектировали довольно высоким,
над ним не выступали перископы и антенны, в обтекателе находились шахты устройства
для работы дизелей под водой и газоотвода. Вооружение состояло из 6 носовых
и 4 кормовых аппаратов (носовые на Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки),
боезапас насчитывал 22 торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части
их при необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом
"Ленинград-641". В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом,
были смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые выгородки)
для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два бортовых электродвигателя
ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в 2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104
для экономичного хода (на одном валу с ПГ-102). Все они работали на 3 гребных
винта изменяемого шага. Кроме того, дизель-генераторы служили и для подзарядки
аккумуляторов. Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование.
К нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей "Флаг", гидроакустическая
станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих "асдиков", "Арктика-М", действовавшая
в активном режиме, аппаратура "Свет-М", фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов,
система звукопроводной связи и средства радиотехнической разведки "Накат". В
НАТО новым "букам" присвоили название "Foxtrot". Кроме советского флота, эти лодки
поставлялись за границу. (Польша, Индия, Ливия, Куба). Подводная лодка
"Б-9" была заложена 26.12.1964 г. в Ленинграде на заводе "Судомех" (№196),
заводской номер 816. Спущена на воду 31.03.1965 г., вступила в строй 30.11.1965
г. Находилась в составе Северного флота. В феврале 1991 г. подлодка была
переведена на Черноморский Флот. "Б-9" входила в состав 153-й бригады
подводных лодок 14-й дивизии подводных лодок КЧФ. 17.07.1997 г. подлодка
"Б-9" была исключена из состава ВМФ в связи со сдачей в ОФИ и сдана
на слом. Этой лодкой в разное время командовали: - К.Васильцев. |