ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
945/1355 т. Размеры: длина 76,6 м, ширина 6,4 м, осадка 4,3 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 12,5/8,22 узлов. Дальность плавания: над водой
4700 миль при 8,9 уз, под водой 135 миль при 2,9 уз. Силовая установка: дизелей
2х1100 л.с., электромоторов 2х525 л.с. Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых
533-мм торпедных аппаратов (14 торпед), 1 100-мм орудие, 1 12,7-мм пулемет ДШК.
Глубина погружения: до 90 м. Экипаж: 53 человека. История подлодки:
Подводная лодка класса "Декабрист" К разработке проекта первой
советской подводной лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили
на рассмотрение начальника Морских Сил Республики два варианта. Выбор был остановлен
на первом варианте c с водоизмещением 890 т, как наиболее предпочтительном для
Балтики, где лодкам предстояло участвовать в оборонительных действиях в Финском
заливе и пользоваться извилистыми фарватерами. Сразу же, не дожидаясь
официального утверждения Реввоенсоветом, документы передали на Балтийский завод
для постройки. 5 марта 1927 г. там произвели официальную закладку первых трех
подводных лодок 1 серии, впоследствии отнесенных к типу "Д" по первой букве названия
головного корабля - "Декабрист". Первенцы советского подводного судостроения
создавались двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных работ была выделена
высококачественная сталь из дореволюционных запасов, предназначавшаяся для постройки
линейных крейсеров типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Прочный корпус
(максимальный диаметр 4,76 м), рассчитанный на предельную глубину погружения 90
м, имел сложную веретенообразную форму с плавными переходами от одного диаметра
к другому. Поэтому листы его обшивки пришлось изготовлять способом горячей выколотки
по пространственным шаблонам. Шпацию приняли равной 500 мм. Впервые в отечественном
кораблестроении корпус подлодки разделялся на водонепроницаемые отсеки. Пять сферических
и одна плоская водонепроницаемые переборки подразделяли прочный корпус на семь
отсеков, наибольшим из которых оказался первый, где помещались большая часть торпедного
вооружения и основные жилые и бытовые помещения рядового состава. В переборках
были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с дверями, закрывающимися с помощью
кремальерного устройства. Прочность переборок со стороны вогнутости рассчитывалась
на давление 9 кгс/см, что соответствовало предельной глубине погружения. Отсеком-убежищем
стал четвертый - центральный пост (ЦП), где былии сосредоточены средства управления
лодкой и борьбой за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался и главный
командный пункт (ГКП), а цилиндрическая прочная рубка небольших размеров с верхним
и нижним люками служила только для обеспечения выхода из подводной лодки. Система
погружения и всплытия включала две концевых, шесть пар междубортных и среднюю
цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные
магистрали систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась
трубовоздуходувками фирмы "Броун-Бовери". Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими
и ручными приводами, кингстоны ЦГБ - только ручными. Для удобства плавания в позиционном
положении служили две палубные цистерны, Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом
высокого давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. Также впервые цистерны
главного балласта заполнялись водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило
сократить время срочного погружения с 3 минут у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые
балластные цистерны могли использоваться как топливные. Разобщение дизелей
от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего
запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т размещалось в цистернах внутри прочного
корпуса, а остальное - в бортовых балластных цистернах (в перегрузку). Для достижения
максимально возможной дальности подводного хода создали двухякорный электродвигатель
ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся
для экономического хода. В подводном положении двухъякорные главные гребные электродвигатели
типа питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных
ямах. Обитаемость лодок соответствовала уровню своего времени: командный состав
помещался в каютах, половина краснофлотцев - в самом большом первом отсеке. Впервые
установленная на отечественных лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам
находиться в подводном положении в течение 72 ч. Главное вооружение включало
8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 уз при дальности
хода 3,7 км, масса ВВ - 265 кг). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные
аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало,
и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные
аппараты специальные решетки. В ограждении рубки были установлены 102-мм
орудие Б-2 (длина ствола 45 калибров, угoл возвышения 60°) и 37-мм зенитный автомат.
Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике.
Артиллерийское вооружение первоначально должно было состоять из двух 102-мм орудий,
расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за
ограждением рубки. Однако в ходе обсуждения проекта высказывались опасения снижения
боеспособности подлодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение
носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а
кормовое орудие заменить на 37-мм зенитный автомат, также установив его в ограждении
рубки. Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно,
так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте,
особенно при швартовках. Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в
1936-1941 гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б-24 (120 снарядов),
вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового
мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21К (500 снарядов).
Все это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной
лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки. Подводная лодка Д-4 была
заложена 14.04.1927 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный)
в Николаеве, спущена на воду 16.04.1929 г., вступила в строй 30.12.1930 г. и 05.01.1931
г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила
в состав ЧФ. 18-21.10.1933 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). В период с декабря
1938 г. по 27.09.1941 г. прошла на "Севморзаводе" в Севастополе модернизацию
и капитальный ремонт. Участвовала в Великой Отечественной войне: действия
на коммуникациях противника у берегов Румынии, Болгарии и Крыма. Оборона
Севастополя в мае-июне 1942 г.: выполняла транспортные задачи по обеспечению осажденного
города. За пять рейсов доставила в город 318,6 тонн груза, из них 123 т боеприпасов,
38 т бензина, 157,6 т продовольствия, эвакуировала на Кавказ 78 человек. Всего
в период ВОВ подводная лодка Д-4 совершила 16 боевых походов и произвела 6 атак
с выпуском 19 торпед, потопив 20.03.1943 г. болгарский пароход "Родина"
(4158 брт), 10.08.1943 г. транспорт "Boy Peddersen" (бывший советский
"Харьков", 6689 брт), 20.08.1943 г. болгарский пароход "Варна"
(2141 брт) и 23.11.1943 г. транспорт "Santa Fe" (4627 брт). 04.12.1943
г. погибла в Калимитском заливе (предположительно потоплена юго-западнее м.Урет
противолодочными кораблями "Uj-103" и "Uj-102" после неудачной атаки десантной
баржи № 566) и 29.12.1943 г. была исключена из состава ВМФ. Переименования
данной подводной лодки: до 15.09.1934 г. - "Революционер". |