|  
                               ТТД: 
                                Водоизмещение (надводное/подводное): 989/1384,6 
                                т. 
                                Размеры: длина - 76,6 м, ширина - 6,4 м, осадка 
                                - 3,8 м. 
                                Скорость хода (надводная/подводная): 11,3/8,7 
                                узлов. 
                                Дальность плавания: над водой 4700 миль при 8,9 
                                уз, под водой 125 миль при 2,8 уз. 
                                Силовая установка: дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 
                                2х525 л.с. 
                                Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных 
                                аппаратов (14 торпед), 1 102-мм, 1 45 мм орудия. 
                                Глубина погружения: до 90 м. 
                                Экипаж: 53 человека. 
                              История подлодки: 
                                Подводная лодка класса "Декабрист" 
                              К разработке проекта первой советской подводной 
                                лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября 
                                представили на рассмотрение начальника Морских 
                                Сил Республики два варианта. Выбор был остановлен 
                                на первом варианте c с водоизмещением 890 т, как 
                                наиболее предпочтительном для Балтики, где лодкам 
                                предстояло участвовать в оборонительных действиях 
                                в Финском заливе и пользоваться извилистыми фарватерами. 
                               
                               Сразу же, не дожидаясь официального утверждения 
                                Реввоенсоветом, документы передали на Балтийский 
                                завод для постройки. 5 марта 1927 г. там произвели 
                                официальную закладку первых трех подводных лодок 
                                1 серии, впоследствии отнесенных к типу "Д" по 
                                первой букве названия головного корабля - "Декабрист". 
                              Первенцы советского подводного судостроения создавались 
                                двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных 
                                работ была выделена высококачественная сталь из 
                                дореволюционных запасов, предназначавшаяся для 
                                постройки линейных крейсеров типа "Измаил" и легких 
                                крейсеров типа "Светлана". Прочный корпус (максимальный 
                                диаметр 4,76 м), рассчитанный на предельную глубину 
                                погружения 90 м, имел сложную веретенообразную 
                                форму с плавными переходами от одного диаметра 
                                к другому. Поэтому листы его обшивки пришлось 
                                изготовлять способом горячей выколотки по пространственным 
                                шаблонам. Шпацию приняли равной 500 мм. Впервые 
                                в отечественном кораблестроении корпус подлодки 
                                разделялся на водонепроницаемые отсеки. Пять сферических 
                                и одна плоская водонепроницаемые переборки подразделяли 
                                прочный корпус на семь отсеков, наибольшим из 
                                которых оказался первый, где помещались большая 
                                часть торпедного вооружения и основные жилые и 
                                бытовые помещения рядового состава. В переборках 
                                были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с 
                                дверями, закрывающимися с помощью кремальерного 
                                устройства. Прочность переборок со стороны вогнутости 
                                рассчитывалась на давление 9 кгс/см, что соответствовало 
                                предельной глубине погружения. Отсеком-убежищем 
                                стал четвертый - центральный пост (ЦП), где былии 
                                сосредоточены средства управления лодкой и борьбой 
                                за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался 
                                и главный командный пункт (ГКП), а цилиндрическая 
                                прочная рубка небольших размеров с верхним и 
                                нижним люками служила только для обеспечения выхода 
                                из подводной лодки. 
                              Система погружения и всплытия включала две концевых, 
                                шесть пар междубортных и среднюю цистерны главного 
                                балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, 
                                воздушные магистрали систем высокого и низкого 
                                давления. Работа последней обеспечивалась трубовоздуходувками 
                                фирмы "Броун-Бовери". Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались 
                                пневматическими и ручными приводами, кингстоны 
                                ЦГБ - только ручными. Для удобства плавания в 
                                позиционном положении служили две палубные цистерны, 
                                Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого 
                                давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. 
                                Также впервые цистерны главного балласта заполнялись 
                                водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило 
                                сократить время срочного погружения с 3 минут 
                                у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые балластные 
                                цистерны могли использоваться как топливные. 
                              Разобщение дизелей от гребных валов производилось 
                                с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего 
                                запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т 
                                размещалось в цистернах внутри прочного корпуса, 
                                а остальное - в бортовых балластных цистернах 
                                (в перегрузку). Для достижения максимально возможной 
                                дальности подводного хода создали двухякорный 
                                электродвигатель ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., 
                                обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся 
                                для экономического хода. В подводном положении 
                                двухъякорные главные гребные электродвигатели 
                                типа питались от аккумуляторной батареи, четыре 
                                группы которой размещались в герметичных ямах. 
                                Обитаемость лодок соответствовала уровню своего 
                                времени: командный состав помещался в каютах, 
                                половина краснофлотцев - в самом большом первом 
                                отсеке. Впервые установленная на отечественных 
                                лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам 
                                находиться в подводном положении в течение 72 
                                ч. 
                              Главное вооружение включало 8 торпедных аппаратов 
                                с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 
                                уз при дальности хода 3,7 км, масса ВВ - 265 кг). 
                                Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные 
                                аппараты, но самих торпед к моменту вступления 
                                их в строй еще не существовало, и корабли для 
                                боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя 
                                в торпедные аппараты специальные решетки.  
                              В ограждении рубки были установлены 102-мм орудие 
                                Б-2 (длина ствола 45 калибров, угoл возвышения 
                                60°) и 37-мм зенитный автомат. Для 102-мм орудия 
                                имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах 
                                на мостике. Артиллерийское вооружение первоначально 
                                должно было состоять из двух 102-мм орудий, расположенных 
                                за специальными щитами-обтекателями на верхней 
                                палубе перед и за ограждением рубки. Однако в 
                                ходе обсуждения проекта высказывались опасения 
                                снижения боеспособности подлодки из-за заливания 
                                орудий волной. После этого приняли решение носовое 
                                орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв 
                                его фальшбортом, а кормовое орудие заменить на 
                                37-мм зенитный автомат, также установив его в 
                                ограждении рубки.  
                              Впоследствии выяснилось, что такое размещение 
                                102-мм орудия неудачно, так как оно значительно 
                                стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой 
                                вахте, особенно при швартовках. Поэтому в ходе 
                                капитального ремонта с модернизацией в 1936-1941 
                                гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку 
                                Б-24 (120 снарядов), вернули на верхнюю палубу, 
                                улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового 
                                мостика. Также было заменено кормовое орудие на 
                                45-мм установку 21К (500 снарядов). Все это, наряду 
                                с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость 
                                подводной лодки и несколько уменьшило размах бортовой 
                                качки. 
                              Подводная лодка Д-5 была заложена 14.04.1927 
                                г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский 
                                судостроительный) в Николаеве под наименованием 
                                "Спартаковец", спущена на воду 28.09.1929 
                                г., вступила в строй 05.04.1931 г. и 17.05.1931 
                                г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав 
                                МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ.  
                              18-21.10.1933 г. нанесла визит в Стамбул (Турция). 
                                15.09.1934 г. получила литерно-цифровое обозначение 
                                "Д-5". 
                              Участвовала в Великой Отечественной войне: действия 
                                на коммуникациях противника у берегов Румынии, 
                                Болгарии и Турции, артиллерийский обстрел позиций 
                                противника в районе Алушты 19.11.1941 г., навигационное 
                                обеспечение Керченско-Феодосийской 25.12.1941 
                                г. - 02.01.1942 г. десантной операции. Оборона 
                                Севастополя в июне 1942 г. - за три рейса доставила 
                                в осажденый город 120,2 т боеприпасов, 71 т бензина, 
                                эвакуировала на Кавказ 177 человек.  
                              Совершила 16 боевых походов и произвела 1 атаку 
                                с выпуском 1 торпеды, потопив 08.12.1942 г. артиллерийским 
                                огнем турецкую парусно-моторную шхуну "Kociboglu" 
                                (100 брт).  
                              23.03.1942 r. при стоянке в Туапсе от близких 
                                взрывов авиабомб получила серьезные повреждения 
                                корпуса и механизмов, выйдя из строя на длительный 
                                срок.  
                              С 15.10.1946 г. находилась в распоряжении научно-исследовательского 
                                минно-торпедного института ВМФ и 02.10.1948 г. 
                                переформирована в опытовую подводную лодку, 12.01.1949 
                                г. отнесена к подклассу больших подводных лодок, 
                                а 29.12.1955 г. разоружена и исключена из состава 
                                ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 
                               
                              18.01.1956 r. расформирована и впоследствии на 
                                базе "Главвторчермета" в Севастополе 
                                разделана на металл.  
                              
                              Переименования данной подводной лодки: до 15.09.1934 
                                г. - "Спартаковец", с 16.06. 1949 r. 
                                - Б-32. 
                               |