ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
989/1384,6 т. Размеры: длина - 76,6 м, ширина - 6,4 м, осадка - 3,8 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 11,3/8,7 узлов. Дальность плавания: над
водой 4700 миль при 8,9 уз, под водой 125 миль при 2,8 уз. Силовая установка:
дизелей 2х1100 л.с., электромоторов 2х525 л.с. Вооружение: 6 носовых + 2 кормовых
533-мм торпедных аппаратов (14 торпед), 1 102-мм, 1 45 мм орудия. Глубина
погружения: до 90 м. Экипаж: 53 человека. История подлодки: Подводная
лодка класса "Декабрист" К разработке проекта первой советской
подводной лодки приступили в январе 1926 г. и уже 19 сентября представили на рассмотрение
начальника Морских Сил Республики два варианта. Выбор был остановлен на первом
варианте c с водоизмещением 890 т, как наиболее предпочтительном для Балтики,
где лодкам предстояло участвовать в оборонительных действиях в Финском заливе
и пользоваться извилистыми фарватерами. Сразу же, не дожидаясь официального
утверждения Реввоенсоветом, документы передали на Балтийский завод для постройки.
5 марта 1927 г. там произвели официальную закладку первых трех подводных лодок
1 серии, впоследствии отнесенных к типу "Д" по первой букве названия головного
корабля - "Декабрист". Первенцы советского подводного судостроения создавались
двухкорпусными, клепаной конструкции. Для корпусных работ была выделена высококачественная
сталь из дореволюционных запасов, предназначавшаяся для постройки линейных крейсеров
типа "Измаил" и легких крейсеров типа "Светлана". Прочный корпус (максимальный
диаметр 4,76 м), рассчитанный на предельную глубину погружения 90 м, имел сложную
веретенообразную форму с плавными переходами от одного диаметра к другому. Поэтому
листы его обшивки пришлось изготовлять способом горячей выколотки по пространственным
шаблонам. Шпацию приняли равной 500 мм. Впервые в отечественном кораблестроении
корпус подлодки разделялся на водонепроницаемые отсеки. Пять сферических и одна
плоская водонепроницаемые переборки подразделяли прочный корпус на семь отсеков,
наибольшим из которых оказался первый, где помещались большая часть торпедного
вооружения и основные жилые и бытовые помещения рядового состава. В переборках
были прорезаны круглые лазы диаметром 800 мм с дверями, закрывающимися с помощью
кремальерного устройства. Прочность переборок со стороны вогнутости рассчитывалась
на давление 9 кгс/см, что соответствовало предельной глубине погружения. Отсеком-убежищем
стал четвертый - центральный пост (ЦП), где былии сосредоточены средства управления
лодкой и борьбой за живучесть. Здесь же в подводном положении располагался и главный
командный пункт (ГКП), а цилиндрическая прочная рубка небольших размеров с верхним
и нижним люками служила только для обеспечения выхода из подводной лодки. Система
погружения и всплытия включала две концевых, шесть пар междубортных и среднюю
цистерны главного балласта (ЦГБ), прочную цистерну быстрого погружения, воздушные
магистрали систем высокого и низкого давления. Работа последней обеспечивалась
трубовоздуходувками фирмы "Броун-Бовери". Клапаны вентиляции ЦГБ снабжались пневматическими
и ручными приводами, кингстоны ЦГБ - только ручными. Для удобства плавания в позиционном
положении служили две палубные цистерны, Посты аварийного продувания ЦГБ воздухом
высокого давления имелись, кроме ЦП, также в I и VII отсеках. Также впервые цистерны
главного балласта заполнялись водой самотёком, а не с помощью насосов, что позволило
сократить время срочного погружения с 3 минут у ПЛ типа "Барс" до 30 секунд. Некоторые
балластные цистерны могли использоваться как топливные. Разобщение дизелей
от гребных валов производилось с помощью фрикционных муфт фирмы "Бамаг". Из общего
запаса дизельного топлива (128 т) только 39 т размещалось в цистернах внутри прочного
корпуса, а остальное - в бортовых балластных цистернах (в перегрузку). Для достижения
максимально возможной дальности подводного хода создали двухякорный электродвигатель
ПГ-20 - один якорь, на 500 л.с., обеспечивал полный ход, другой, на 25 л.с., применялся
для экономического хода. В подводном положении двухъякорные главные гребные электродвигатели
типа питались от аккумуляторной батареи, четыре группы которой размещались в герметичных
ямах. Обитаемость лодок соответствовала уровню своего времени: командный состав
помещался в каютах, половина краснофлотцев - в самом большом первом отсеке. Впервые
установленная на отечественных лодках система регенерации воздуха позволяла лодкам
находиться в подводном положении в течение 72 ч. Главное вооружение включало
8 торпедных аппаратов с запасом из 14 торпед типа 53-27 (скорость 45 уз при дальности
хода 3,7 км, масса ВВ - 265 кг). Подлодки получили на вооружение 533-мм торпедные
аппараты, но самих торпед к моменту вступления их в строй еще не существовало,
и корабли для боевой подготовки применяли 450-мм торпеды, вставляя в торпедные
аппараты специальные решетки. В ограждении рубки были установлены 102-мм
орудие Б-2 (длина ствола 45 калибров, угoл возвышения 60°) и 37-мм зенитный автомат.
Для 102-мм орудия имелось 118 снарядов, из них 91 хранился в кранцах на мостике.
Артиллерийское вооружение первоначально должно было состоять из двух 102-мм орудий,
расположенных за специальными щитами-обтекателями на верхней палубе перед и за
ограждением рубки. Однако в ходе обсуждения проекта высказывались опасения снижения
боеспособности подлодки из-за заливания орудий волной. После этого приняли решение
носовое орудие поднять до уровня ходового мостика, прикрыв его фальшбортом, а
кормовое орудие заменить на 37-мм зенитный автомат, также установив его в ограждении
рубки. Впоследствии выяснилось, что такое размещение 102-мм орудия неудачно,
так как оно значительно стеснило сам ходовой мостик и сильно мешало ходовой вахте,
особенно при швартовках. Поэтому в ходе капитального ремонта с модернизацией в
1936-1941 гг. носовое орудие, заменив его на 100-мм установку Б-24 (120 снарядов),
вернули на верхнюю палубу, улучшив при этом планировку и конфигурацию ходового
мостика. Также было заменено кормовое орудие на 45-мм установку 21К (500 снарядов).
Все это, наряду с удобством несения верхней вахты, улучшило остойчивость подводной
лодки и несколько уменьшило размах бортовой качки. Подводная лодка Д-6 была
заложена 14.04.1927 г. на заводе № 198 имени А.Марти (Черноморский судостроительный)
в Николаеве под наименованием "Якобинец", спущена на воду 12.05.1930 г., вступила
в строй 15.06.1931 г. и 20.11.1931 г., подняв Военно-морской флаг, вошла в состав
МСЧМ. С 11.01.1935 г. входила в состав ЧФ. 18-21.10.1933 г. нанесла визит
в Стамбул (Турция). 15 сентября 1934 года получила литерно-цифровое обозначение
"Д-6"; К началу Великой Отечественной войны находилась в модернизации и
капитальном ремонте на "Севморзаводе" в Севастополе. 18 августа 1941
года вышла в море, но в 60 милях западнее Севастополя подверглась налету немецкой
авиации, получила повреждения и вынуждена была вернуться и снова встать на ремонт.
В августе 1941 года август Д-6 была поставлена на консервацию. В ходе обороны
Севастополя многократно повреждена артобстрелами и авиационными налетами. 12 ноября
1941 года при бомбардировке "Севморзаводе" в Севастополе была вторично
серьезно повреждена. 26 июля 1942 года ввиду невозможности эвакуации с разобранными
корпусом и механизмами по приказу командования взорвана и уничтожена экипажем
накануне оставления города советскими войсками и 11.07.1942 г. исключена из состава
ВМФ. Весной 1945 r. поднята аварийно-спасательной службой ЧФ и 07.06.1945
г. ввиду нецелесообразности восстановления вторично исключена из состава ЧФ в
связи со сдачей в ОФИ для демонтажа и разделки на металл. |