ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
3174/4137 т. Размеры: длина 90 м, ширина 10 м, осадка 7 м. Скорость хода
(надводная/подводная): 19/14 узлов. Силовая установкая: дизели - 7000 л.с.,
электромоторы - 6000 и 300 л.с. Дальность плавания: 810 миль при скорости
2,74 узла в подводном положении, 9000 миль при скорости 8 узлов в надводном положении.
Вооружение: 4 управляемых крылатых ракеты П-6 , 6 533-мм носовых торпедных аппаратов,
4 400-мм кормовых торпедных аппарата. Глубина погружения: нормальная 240 м,
предельная 360 м. Автономность: 90 суток. Экипаж: 82 человека. История
подлодки: Подводная лодка пр.651 В 60-е годы XX века в Советском
Военно-Морском Флоте наблюдалось наращивание подводных сил, предназначенных для
борьбы с надводными кораблями противника. Эту функцию традиционно должны были
выполнять подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами. Разработка такой лодки
(в СССР - проект 651, код НАТО - "Juliett" - "Джульетта") велась в ЦКБ МТ "Рубин"
(главный конструктор А.С. Кассацер, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга
И.А. Коцюбин). Эскизный проект был подготовлен к маю 1958 года и в январе 1959
г. утверждён постановлением Совета Министров СССР. Первоначально планировалось
построить 72 таких лодки, однако всего в период с 1963 г. по 1968 г. в состав
ВМФ вошли 16 подводных лодок этого проекта. Надо сказать что большие подводные
лодки проекта 651 были единственными отечественными дизельными подводными лодками
с крылатыми ракетами специальной построки. Естественно это положительно отразилось
на тактико-технических характеристиках. Головной корабль был заложен 16 ноября
1960 года на Балтийском судостроительном заводе. 31 июля 1962 года первая подводная
лодка этого проекта была спущена на воду; её заводские испытания проходили в районе
Балтийска и Таллина. На Балтийском судостроительном заводе впервые использовалась
сталь марки АК-25 (маломагнитная сталь), отсутствие опыта привело к наличию большого
числа дефектов в сварных швах. Из-за отсутствия полигонов для ракетных стрельб
в Балтийском море лодку перебазировали на Северный флот. При испытания противокорабельной
крылатой ракеты П-6 выяснилось, что при залповой стрельбе газовые струи маршевого
и стартого двигателей передних ракет, попадая в воздухозаборники задних вызываю
сбои в работе их двигателей, вплоть до остановки двигателя. Изменение формы газоотводов
не привело к положительному результату, поэтому в конце концов ограничились выработкой
порядка запуска ракет. Лодка была двухкорпусной, с развитым ограждением
рубки и надстройки. Прочный корпус был разделён на 8 отсеков. Прочная рубка овальная,
крыша имеет форму круглого цилиндра с образующей, параллельной плоскостью. Для
своего времени ДЭПЛ пр.651 обладали чрезвычайно передовыми техническими решениями.
Так, они покрывались специальным звуко-радиопоглощающим покрытием - "черепицей"
из жёсткой резины, толщиной около 50 мм, оснащались уникальными серебряно-цинковыми
аккумулляторными батареями, которые позволяли развивать на протяжении 1,5 часов
подводную скорость 17,5 узл., а также обеспечивали дальность подводного хода в
810 миль. Другими особенностями был корпус из маломагнитной стали и система "Касатка"
для получения со спутников информации о цели и множество других, сложных радио-электронных
устройств. По сравнению с другими подводными лодками того времени были
существенно улучшены условия обитаемости. Весь личный состав обеспечивался спальными
местами. Жилые помещения распологались в носовой части (1 и 2 отсеки). Имелась
общесудовая система вентиляции и кондиционирования, а также электрическая система
отопления. Дополнительно в отсеках имелись автономные фреоновые воздухоохладители. Основным
вооружением подводной лодки являлись крылатые ракеты П-5, а позднее - П-6. Четыре
пусковые установки были попарно размещены в надстройке, в нос и в корму от ограждения
рубки. Перед стрельбой ракетные контейнеры поднимались под углом 15 градусов к
горизонту, поэтому флотские острословы окрестили лодки этого проекта "раскладушками".
Запуск ракет осуществлялся только из надводного положения. Время подготовки к
первому запуску 4,5 мин, последующий пуск - через 10 секунд, при скорости хода
до 4 узлов. Торпедное вооружение лодки состояло из шести носовых и четырёх торпедных
аппарата. Действие подводных лодок данного проекта в составе Черноморского
Флота полностью отвечало их боевым возможностям, так как только в ближней зоне
и в закрытых морях их можно было надёжно прикрыть от противолодочных сил противника.
Подводная лодка получилась достаточно удачной; к её несомненным достоинствам относятся
универсальность оружия, хорошая управляемость в надводном и подводном положении,
малая заливаемость надстройки при cильном волнении и хорошие условия обитания.
Подводная лодка "К-67" была заложена 31.01.1965 г. на заводе "Красное
Сормово" в Нижнем Новгороде (заказ №524), спущена на воду 29.10.1966 г. Вступила
в строй 30.09.1967 г. Находилась в составе Северного флота. Входила в состав
35-й дивизии 1-й Краснознаменной флотилии подфодных лодок КСФ. 25.07.1977
г. подлодка была переименована в "Б-67". В середине 1981 г. подводная
лодка по внутренним водным путям была переведена на Черноморский флот. 25.09.1981
г. вошла в состав 155-й бригады подводных лодок 14-й дивизии подводных лодок КЧФ,
с базированием на Балаклаву. Эта подлодка являлась одним из "анит-рекордсменов"
по длительности ремонта в 14-ой дпл - поставленная в средний ремонт на СМЗ им.
Серго Орджоникидзе 15.02.1982 г., подлодка вышла из него лишь 30.06.1990 г. 05.07.1994
г. подлодка "Б-318" была была исключена из состава ВМФ в связи с передачей
в ОФИ для демонтажа и реализации. 01.12.1994 г. экипаж подлодки был расформирован. В
1995 г. подлодка была разделана на металл в Инкермане. Этой подводной лодкой
в разное время командовали: - И.Букач; - А.Бабенко; - В.Осинцев; -
А.Максимов. |