ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1038,3/1330,6
т.
Размеры: длина - 78 м, ширина - 7,0 м,осадка -
4,25 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 13,83/8,28
узлов.
Дальность плавания: над водой 5300 миль 9 узлах,
под водой 135 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х1100 л.с. дизеля, 2х650 л.с.
электромотора.
Вооружение: 6 носовых 533-мм торпедных аппарата,
20 мин, 1 100-мм орудие.
Глубина погружения: до 90 м.
Экипаж: 55 чел.
История:
Эскизный проект этого типа подводной лодки разрабатывался
в НТКМ с привлечением инженеров и конструкторов
Балтийского завода во главе с Б. М. Малининым.
Перед разработкой эскизного проекта на совещании
в НТКМ, в работе которого участвовали подводники-тактики,
представители плавсостава и группа конструкторов,
обсуждался вопрос о том, какими должны быть подводные
минные заградители. Совещание высказывалось за
то, чтобы подводные лодки этого типа наряду с
минным оружием имели также достаточно сильное
торпедное и артиллерийское вооружение для ведения
боевых действий против кораблей и транспортов.
Это мнение было подтверждено командованием Военно-Морских
Сил. По настоянию НТКМ дальнейшая разработка проекта
была поручена Балтийскому заводу.
В 1929-1930 гг. по этому проекту были заложены
подводные лодки II серии типа "Л" (по
названию головной подводной лодки "Ленинец")
с комбинированным минно-торпедным вооружением.
Они предназначались для постановки минных заграждений
на фарватерах, в узкостях и в местах предполагаемого
развертывания кораблей противника, а также для
нанесения ударов по кораблям и транспортам с использованием
торпедного и артиллерийского вооружения. Это были
первые подводные лодки - минные заградители советской
постройки.
Подводные лодки типа "Ленинец" имели
нормальное водоизмещение около 1039 т, несли на
борту 12 торпед (шесть в носовых торпедных аппаратах
и шесть запасных), от 14 до 28 мин (в зависимости
от длины мин). Мины находились внутри прочного
корпуса в двух трубах. Трубы проходили через кормовую
концевую переборку и закрывались герметичными
крышками. Мины могли оставаться сухими до момента
их постановки. Сбрасывали мины специальным тросовым
толкающим устройством.Сухой способ хранения, в
отличие от первого отечественного минного заградителя
"Краб", на котором мины размещали в
надстройке, обеспечивал их постоянную готовность
к постановке и облегчал уход за ними. Лодки вооружали
артиллерийскими установками 100- и 45-мм калибра.
Подводная лодка была полуторакорпусной, благодаря
чему упрощалась технология сборки корпуса и увеличивалась
остойчивость в надводном положении. Вместо веретенообразной
формы прочного корпуса, примененной на "Декабристе",
прочный корпус на "Ленинце" был впервые
выполнен в виде сочетания цилиндра в средней части
с конусами в оконечностях, что существенно упрощало
постройку.
Лодка разделялась переборками на шесть отсеков.
Впервые были применены стальные трубы торпедных
аппаратов взамен литых бронзовых. Торпедные аппараты
имели жесткое крепление к концевым переборкам
на фланцах и заклепках. Это позволило упразднить
дейдвудные трубы в носовой и кормовой дифферентных
цистернах. Кингстоны и клапаны вентиляции цистерн
главного балласта имели дистанционные пневматические
и местные ручные приводы. Дополнительно к цистернам
главного балласта имелись палубные цистерны и
цистерна быстрого погружения.
В качестве главных двигателей были применены
дизели типа 42БМ6 поставки Коломенского завода
мощностью 1100 л.с. при 425 об/мин. Гребные электродвигатели
были двухъякорные мощностью 650 л. с. (по 325
л.с. на якорь). Для экономического подводного
хода применялись отдельные электродвигатели мощностью
30 л.с. при 800 об/мин, работавшие на гребной
вал через зубчатую передачу.
На подводных лодках типа "Л" не сразу
была решена проблема, связанная с размещением
аккумуляторных батарей. Поначалу, в целях выигрыша
в габаритах жилых помещений, аккумуляторные батареи
устанавливали в открытых ямах, закрывавшихся сверху
съемными деревянными щитами, которые служили одновременно
полом жилых помещений. Батарейная вентиляция была
принята общеямовой. Такое конструктивное решение
оказалось неудачным, так как не обеспечивало эффективную
вентиляцию электрических батарей, в отсеках происходило
скопление водорода до опасных концентраций. Вследствие
этого на подводных лодках произошло несколько
взрывов.
Аккумуляторные ямы на подводных лодках II серии
были переделаны на изолированные с усиленной вентиляцией
батарей, а позже был установлен прибор каталитического
окисления водорода, разработанный инженерами М.
М. Четвертаковым и Е. Н. Гурфейном. Прибор предотвращал
повышение концентрации водорода в отсеках до опасных
значений.
К недостаткам лодок типа "Л" следует
отнести длительность времени погружения и всплытия.
Переход из надводного положения в подводное при
одновременном заполнении всего балласта занимал
около трех минут. Время продувания средней цистерны
составляло одну минуту десять секунд.
Подводная лодка "Л-6" была заложена
15 апреля 1930 года на заводе №198 (им. Марти)
в Николаеве под наименованием "Карбонарий".
03 ноября 1932 года лодка была спущена на воду.
Несмотря на то, что в ходе испытаний "ленинцев"
были выявлены некоторые серьезные недостатки,
особенно нарекания моряков вызвали низкое качество
аккумуляторных батарей и плохая система вентиляции,
по указанию руководства УВМС подводные лодки второй
серии все же были приняты от промышленности. 09
мая 1933 года вступила в строй.
15.09.1934 г. подводная лодка была переименована
в "Л-6"
12.1938-10.1941 года прошла в Севастополе на
заводе № 201 модернизацию и капитальный ремонт.
На начало ВОВ входила в состав 1-го ДПЛ 1-ой БПЛ.
19.10.1941 г. вступила в строй, принимала активное
участие в Великой Отечественной войне: миные постановки,
торпедные атаки, навигационное обеспечение кораблей
ЧФ, транспортные рейсы в осажденный Севастополь.
10.01.1942 года на переходе Новороссийск - Поти
из-за ошибки в предварительной прокладке (неправильно
определена точка поворота) и неправильных действий
командира села на мель в районе м.Геленджикский.
Получила серьезные повреждения корпуса, рулей
и винтов. Утром следующего дня была снята с мели
и отбуксирована в Новороссийск. За аварию военный
трибунал приговорил командира лодки к 10 годам,
командира БЧ-1 Маркелова к 8 годам, дивизионного
штурмана Керенского к 7 годам исправительно-трудового
лагеря, с отсрочкой наказания и направлением в
штрафную роту. Лодка была отбуксирована в Туапсе,
а затем и в Поти для аварийного ремонтагде до
конца августа находилась в доке.
25.11.1943 г. торпедной атакой тяжело повредила
германский транспорт (956 брт), который затонул
в 11.35 26.11.1943 в 3 милях южнее Евпаторийского
маяка.
11.04.1944 г. вышла в свой последний поход в
район юго-западнее м. Тарханкут (позиция №6).
В течение похода на связь не выходила и в базу
не вернулась. Не доложила о прибытии на позицию
(по плану - 15.4), 21.4 не передала квитанцию
на приказ перейти в район восточнее м. Олинька
(позиция №3), в дальнейшем не ответила на многочисленные
вызовы по радио.
Возможные причины гибели: отказ техники или
ошибка личного состава, подрыв на плавающей мине
у кавказского побережья, атака германского большого
охотника "Uj 115"или "Uj 104".
На "Л-6" погибло 54 члена экипажа.
05.06.1944 г. подводная лодка "Л-6"
была исключена из состава ВМФ.
|