ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
405/503 т. Размеры: длина - 56,8 м, ширина - 4,46 м, осадка - 3,59 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16,1/15 узлов. Дальность плавания: над
водой 3150 миль при 8,3 узлах, под водой 410 миль при 3,5 узлах. Силовая установка:
2 бортовых дизеля М-50 по 900 л.с., 1 средний дизель 32Д в 900 л.с., 1 гребной
электродвигатель ПГ-106 в 78 л.с., 3 винта. Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных
аппарата (4 торпеды), 1х2 25-мм орудие. Глубина погружения (рабочая/предельная):
100/120 м. Экипаж: 41 человек (6 офицеров, 8 мичманов, 27 старшин и матросов). История
подлодки: Подводная лодка пр.А615. В послевоенный период, кроме
развития средних и больших дизельных подлодок в ВМФ СССР предпринимались попытки
создания малых лодок. Сразу после Великой Отечественной войны была построена серия
подводных лодок проекта A615. Эти лодки имели единый двигатель для надводного
и подводного хода, в качестве которого использовался дизельный двигатель. Практические
работы по созданию подводных лодок с дизелем, работающим по замкнутому циклу,
были развернуты в России в 30-е годы. 1 июля 1941 г. на воду была спущена экспериментальная
подводная лодка "М-401", испытания которой продолжались до конца второй
мировой войны. По их результатам была спроектирована, построена и спущена на воду
31 августа 1950 г. подводная лодка пр.615. Подлодка по конструкции представляла
полуторакорпусную лодку, являющуюся развитием подводных лодок типа "М"
XV серии. Её габариты позволяли транспортировать по железным дорогам на специальных
транспортерах. Вооружение состояло из четырех 533-мм торпедных аппаратов без запасных
торпед, одного спаренного 25-мм автомата и ГАС "Тамир-5Л". Трехвальная
главная энергетическая установка состояла из трех дизелей (на среднем валу дизель
32Д для длительных режимов хода, на бортовых валах дизели М50 для использования
форсированных режимов), одного электродвигателя на среднем валу и одной группы
аккумуляторных батареи. Запасов кислорода хватало на 100 часов хода под средним
дизелем со скоростью 3.5 узла. Полным ходом 15 узлов дальность хода под водой
была всего 56 миль. Эти результаты были, безусловно очень хорошими. Зарубежных
аналогов этой ПЛ не было. Сравнительно успешные испытания позволили развернуть
серийную постройку этих подлодок по несколько измененному проекту А615. Главным
отличием явилось размещение одной кислородной цистерны вместо двух той же емкости.
Всего с 1953 по 1959 годы на двух заводах было построено 29 подводных лодок проекта
А615 (23 на ССЗ "Судомех" и 6 Адмиралтейском ССЗ). Судьба
этих подлодок сложилась неудачно. Прежде всего энергетическая установка оказалась
весьма пожароопасной и подводники эти лодки называли между собой "зажигалками".
Из-за пожара погибла ПЛ "М-256" почти со всем экипажем. Высокая испаряемость
жидкого кислорода приводила к тому, что подводный режим работы дизелей мог быть
использован с наибольшим успехом только в начале автономного похода. Наконец работа
дизеля по замкнутому циклу сопровождалось высокой шумностью, что сильно демаскировало
лодку. Это в условиях 60-х годов было уже неприемлемым. Поэтому в первой половине
70-х годов все подводные лодки этого проекта были выведены из боевого состава
ВМФ. На Черноморском же флоте лодки данного проекта выходили в море практически
до 1969 года, при этом длительность их пребывания в море редко превышала 3 суток.
С 1968 года их не ремонтировали, это связывалось с рядом причин, главными из которых
являлась слабая ремонтная база и отсутствие выделяемых средств на ремонт. Подводная
лодка "М-300" была заложена 27.09.1955 г. в Ленинграде (зав. №711),
на заводе №196 ("Судомех"). Спущена на воду 12.10.1956 г. и 30.11.1957
г. вступила в строй, вошла в состав Черноморского флота. Была зачислена
в состав 27-й ОБрПЛ с базированием на Балаклаву. С 01.04.1961 г. входила в состав
60-го ДнПЛ 14-й БрПЛ, с 03.07.1961 г - в составе 27-й ОБрПЛ, с 30.03.1967 г -
в составе 14-й ДиПЛ КЧФ. В 1970 г. была законсервирована, вошла в состав
381-го ДнПЛ 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ КЧФ. В 1976 г. подводная лодка "М-300"
была исключена из состава флота, и после демонтажа механизмов и приборов превращена
в макет для отработки водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой. |