ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 206/256
т.
Размеры: длина - 44,5 м, ширина - 3,3 м, осадка
- 2,58 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14/8,2 узлов.
Дальность плавания: над водой 3440 миль при 9
узлах, под водой 110 миль при 2,8 узлах.
Силовая установка: дизель 800 л.с., электромотор
400 л.с.
Вооружение: 2 носовых 533-мм торпедных аппарата
(2 торпеды), 1 45-мм орудие 21-К.
Глубина погружения: до 60 м.
Экипаж: 20 человек.
История:
Подводная лодка типа "М", XII серия.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские
проработки, выполненные с учетом проектирования,
постройки и особенно эксплуатации подводных лодок
VI и VI бис серий, привели к заключению, что за
счет небольшого увеличения основных размерений
и водоизмещения ПЛ VI серии можно создать малую
подводную лодку с более высокими тактико-техническими
характеристиками. Несколько вариантов эскизного
проекта такого корабля было предложено Научно-исследовательским
институтом военного кораблестроения (конструктор
- офицер П. Н. Сердюк). Один из вариантов послужил
основой для разработки общего проекта и рабочих
чертежей подводной лодки XII серии, явившейся
дальнейшим развитием подводных лодок VI серии.
Подводная лодка была одновальной, однокорпусной
(корпус - цельносварной), имела шесть отсеков
и водоизмещение, на 45-50 т больше, чем у своих
предшественниц. Мощность главного двигателя 38КВ
на ПЛ XII серии была доведена до 800 л. с., мощность
главного электродвигателя ПГ12 и емкость аккумуляторных
батарей увеличены вдвое по сравнению с ПЛ VI и
VI бис сериями.
Вынесенный в рубку перископ допускал наблюдение
за поверхностью моря, как из рубки, так и из центрального
поста. Увеличивалась глубина погружения под перископом.
Число спальных мест на корабле было доведено до
14, усилены средства вентиляции.
За счет этих и других конструктивных мер на подводной
лодке XII серии удалось добиться более высоких
боевых качеств по сравнению с прежними "М"
сериями. В числе главных изменений следует выделить:
сокращение времени погружения в подводное положение
при заранее открытых кингстонах и заполненной
цистерне быстрого погружения с 80 до 47 с; сокращение
времени продувания цистерн главного балласта в
перископном положении до 3 минут, увеличение скорости
надводного и подводного хода, а также дальности
плавания, возросшее заглубление лодки в перископном
положении и надежность эксплуатации судовых систем,
улучшение обитаемости.
Подводная лодка XII серии делилась пятью водонепроницаемыми
переборками на шесть отсеков: I - торпедный, II
- носовой аккумуляторный, III - центральный пост
с боевой рубкой, IV - кормовой аккумуляторный,
V - дизельный, VI - электромоторный. Причем центральный
пост являлся отсеком-убежищем, его межотсечные
переборки имели сферическую форму и рассчитывались
на давление до 5 кг/кв.см (это давление соответствует
глубине погружения 50 м). Остальные водонепроницаемые
переборки - плоские, рассчитанные на давление
1 кг/кв.см (глубина 10 метров, толщина металла
плоских переборок 5 мм).
В плоских переборках для прохода личного состава
из отсека в отсек имелись двери с тремя системами
запоров. В повседневной обстановке двери просто
захлопывались на защелку. По боевой тревоге они
задраивались на клиновые запоры, которые обеспечивали
герметичность, но при необходимости позволяли
быстро их отдраить. В случае затопления смежного
отсека дверь дополнительно могла быть обтянута
с помощью винтовых запоров-барашков. В сферических
переборках существовали круглые лазы, закрываемые
крышками - получался как бы люк, повернутый на
90 гр. Кроме защелки, крышка закрывалась на кремальерный
замок. Он позволял быстро задраить лаз поворотом
одной рукоятки.
Всего подводных лодок XII серии было построено
46 (14 на заводе в Ленинграде и 32 - на заводе
"Красное Сормово". Взамен сложных и
недостаточно надежных испытаний наружным давлением
в док-камере, которым подвергали корпуса подводных
лодок VI, VI бис и первых ПЛ XII серии, были проведены
натурные испытания подводной лодки погружением
ее на глубину 70 м. Эта глубина превышала на 10
м предельную. Погружение производили на гинях
спасательного судна "Коммуна". Поскольку
прочный корпус подводной лодки в ходе этого погружения
успешно выдержал нагрузку, превышающую нагрузку
предельной глубины погружения, от испытаний корпусов
подводных лодок XII серии наружным давлением в
дальнейшем отказались. Испытания прочности корпусных
конструкций производили лишь внутренним давлением.
Боевые качества, вложенные в корабли этого проекта
при их создании, подтвердились в ходе Великой
Отечественной войны. Четыре подводные лодки XII
серии за успешные боевые действия получили звание
гвардейских, две награждены орденами Красного
Знамени, одна - удостоена звания гвардейской Краснознаменной.
Подводная лодка "М-36" была заложена
в 22.02.1939 г. в Горьком на заводе № 112 ("Красное
Сормово"), спущена на воду 28.08.1940 г..
Вступила в строй 20.02.1941 г., 29.04.1941 г.
вошла в состав Черноморского флота.
22 июня 1941 года "М-36" встретила в составе
8 дивизиона 2 бригады ПЛ ЧФ в Севастополе.
С июля 1941 по июль 1942 года "М-36" совершила
11 боевых походов, в одном из которых, 8 марта
1942 года в порту Ялта атаковала одной торпедой
баржу противника, стоящую у причала, но промахнулась.
В двенадцатом боевом походе 23.08.1942 г. восточнее
мыса Бурнас "М-36" обнаружила конвой противника,
шедший по мелководью. Выходя в атаку "М-36" несколько
раз касалась грунта, а перед выпуском торпед в
течение четырех минут буквально ползла по грунту.
После того, как торпеды устремились к цели, подводная
лодка не удержалась на глубине и была выброшена
на поверхность. Обнаружив "М-36" румынская канонерская
лодка "Sublocotenent Ghigulescu" нанесла ей таранный
удар, а после того, как подводная лодка легла
на грунт на глубине всего восьми метров, забросала
её глубинными бомбами.
От взрыва на "М-36" сорвало задрайку люка VI
отсека, он начал быстро заполняться водой и личный
состав был вынужден его покинуть. На подводной
лодке вышли из стоя главные электродвигатели,
трюмная помпа, компрессор и кормовые горизонтальные
рули. Корпус "М-36" так же получил тяжелые повреждения:
погнуты перо вертикального руля, три лопасти гребного
винта, а так же оторван лист киля.
Противник, посчитав лодку потопленной, прекратил
бомбометание и ушел с места боя, а субмарина всплыв
направилась на базу, в пути отразив четыре атаки
вражеского самолета.
В октябре 1942 года "М-36" выделили к переброске
на Северный флот. В середине ноября была погружена
на железнодорожный транспортер и 24 ноября отправлена
в Баку, куда благополучно прибыла через пять суток.
В начале декабря 1942 года на территории завода
имени Закфедерации в Баку "М-36" спущена на воду
13.01.1943 года зачислена в состав Каспийской
военной флотилии. Вскоре от перебазирования "М-36"
на Север отказались и она снова по железной дороге
отправлена в Поти, и 16.10.1943 года вновь включена
в состав Черноморского флота.
04.01.1944 года при проведении ходовых испытаний
"М-36" погибла на мерной миле в районе Кобулетти
вместе со всем экипажем.
Среди причин гибели "М-36" различными источниками
указывается: ошибка личного состава при проведении
срочного погружения в ходе уклонения от атаки
вражеского самолета или подводной лодки; авария
в следствие спешно проведенного ремонта; подрыв
на мине, выставленной немецкой подводной лодкой
"U-20".
|