ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 161/201,8
т.
Размеры: длина - 37,81 м, ширина - 3,11 м,осадка
- 2,58 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 13,1/7,2
узлов.
Дальность плавания: над водой 1640 миль 7 узлах,
под водой 55 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: дизель 685 л.с., электромотор
240 л.с.
Вооружение: 2 носовых 533-мм торпедных аппарата
(2 торпеды), 1 45-мм орудие.
Глубина погружения: до 60 м.
Экипаж: 19 человек.
История:
Подводная лодка типа "М", VI-бис серия.
Еще до завершения строительства всех подводных
лодок типа "М" VI серии проект начали
корректировать для устранения недостатков, вскрывавшихся
по мере приемки флотом построенных кораблей. 13
августа 1933 г. было принято решение о строительстве
малых подводных лодок по улучшенному проекту.
По сравнению с первыми "малютками" на подводных
лодках новой VI-бис серии были внесены многочисленные
изменения: улучшены обводы кормовой оконечности,
разработан новый гребной винт, добавлена цистерна
быстрого погружения, установлен воздухоохладитель
для охлаждения главного электромотора...
В малых подводных лодках VI-бис серии за счет
конструктивных мероприятий, удалось практически
в пределах размерений лодки VI серии существенно
улучшить скоростные и маневренные качества. Сократилось
со 120 до 80 с время погружения подлодки из крейсерского
положения в подводное (под перископ), наибольшая
надводная скорость возросла на 2,1 уз, а подводная
- на 0,8 уз, увеличилась на 375 миль дальность
плавания экономическим надводным ходом (10 уз)
и на 7 миль-экономическим подводным ходом (2,5
уз). Улучшилась также и обитаемость подводной
лодки.
Всего построили 20 подводных лодок VI-бис серии,
из них на ЧФ пришлось 2 единицы, причем обе черноморские
подлодки благополучно пережили войну. Подводные
лодки VI и VI бис серий сыграли значительную роль
в получении опыта проектирования, постройки и
эксплуатации одновальных подводных лодок небольшого
водоизмещения и в переходе к проектированию и
постройке более совершенных малых подводных лодок
XII и XV серий.
Подводная лодка "М-54" была заложена
20.12.1934 г. на заводе имени 61 коммунара (№200)
в Николаеве (заводской номер 1045 ), спущена на
воду 15.09.1935 г. Вступила в строй 14.10.1936
г. и 14.10.1936 г. вошла в состав Черноморского
флота.
Начало войны "М-54" встретила в составе Отдельного
Учебного дивизиона подводных лодок. Лодка проходила
средний ремонт в Херсоне. 02.08.1941 г. "М-54"
закончила ремонт и вышла в Севастополь, а 30.09.1941
г. - в пункт постоянного базирования Новороссийск.
27.10.1941 г. "М-54" перешла в Керчь, откуда
на следующий день вышла в северо-западную часть
Азовского моря, однако совершив в этот район всего
один поход 10 ноября лодка вернулась в Новороссийск.
10.12.1941 г. при следовании на позицию у лодки
вышел из строя гирокомпас. "М-54" потеряла свое
место и в условиях 7-балльного шторма была выброшена
всем корпусом на мель в районе Анапы. Только 30.06.1942
г. лодку сняли с мели и на буксире спасательного
судна "Меркурий" привели в Поти для производства
аварийного ремонта.
К сентябрю 1943 года ремонт на лодке был наконец-то
закончен и она снова стала выходить в море, сделав
до мая 1944 года, когда боевые действия на Черном
море практически завершились, 8 боевых походов.
18.10.1944 г. подлодка "М-54" была
выведена из боевого состава, разоружена и передана
гидрометеослужбе Черноморского флота. 19.12.1944
г. лодка исключена из состава ВМФ СССР и 01.02.1945
года сдана на слом.
|