ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 621/994
т.
Размеры: длина - 70,2 м, ширина - 6,5 м, осадка
- 3,4 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 9,8/6,5узлов.
Глубина погружения: 50 м.
Дальность плавания: над водой 3500 миль, под водой
19,5 миль.
Силовая установка: 2x490 л.с. + 4x160 л.с.
Вооружение: 8 торпед в решетчатых наружных аппаратах
Джевецкого, 4 торпеды в трубчатых торпедных аппаратах
(2 носовых, 2 кормовых), 2 75-мм орудия
Экипаж: 47 чел.
История подлодки:
Подводная лодка типа "Нарвал"
В 1907 г. была утверждена "малая кораблестроительная
программа", предусматривавшая и строительство
трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской
генеральный штаб разработал требования к основным
тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года
г. разослал их заинтересованным отечественным заводам.
На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия,
составленная из офицеров подводного плавания, отдала
предпочтение проектам, представленным Невским и
Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить
лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский
завод представил проект полковника И.Г. Бубнова.
На предложение представить более подробный проект
с учетом дополнительных требований (в частности,
увеличение скорости хода) Невский завод уведомил,
что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т
при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным
в постройке ПЛ, отличных от "русского типа"
для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве"
ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на
передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление
Товарищества Невского судостроительного механического
завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило
два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением
455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный
по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью
хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не
удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский
завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением
чертежей, который и послужил предметом дальнейшего
рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А"
в рамках программы усиления Черноморского флота.
4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным
уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении
дальности плавания под водой в течение 2 часов при
скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз.
Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб.
Продолжительность постройки - 28 месяца (окончательно
- 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому
заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний
- 9 июля 1913 г.
В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку
металла, а в декабре на стапелях выставили первые
корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве
главных двигателей надводного хода предполагалось
установить два дизеля по проекту германской фирмы
MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы
были заказаны заводу "Сименс и Гальске",
электрооборудование поставляло Русское общество
"Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт
и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма
"Мэто", компрессоры, воздухохранители
и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии.
Строительство велось на Невском заводе в С.-Петербурге,
а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением
Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал",
"Кит" и "Кашалот".
Постройка полуторакорпусных подлодок типа "Нарвал",
отличавшихся хорошей мореходностью, быстротой погружения,
повышенной живучестью благодаря наличию водонепроницаемых
переборок, стала важным этапом в отечественном кораблестроении.
Подводная лодка типа "Нарвал"была зачислена в
состав Черноморского флота 11.10.1911 г. Заложена
в декабре 1911 г. на судоверфи Отделения Невского
судомеханического завода в Николаеве. Спущена на
воду 11.04.1915 г., вступила в строй 23.08.1915
г.
10.10.1913 г. на стапелях отделения Невского завода
в Николаеве состоялась торжественная церемония,
посвященная началу сборки подлодки. 20.06.1915 г.
- начало сдаточных испытаний в Николаеве. В виду
военного времени и необходимости скорейшего вступления
лодки в строй испытания проводились по сокращенной
программе. 29.06 при испытаниях двигателей надводного
хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях
фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового
дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний
муфт комиссия пришла к выводу, что "муфты ненадежны
и даже опасны". 18-19.06 1915 г. перешла из
Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены.
23.08.1915 г. вступила в строй.
В октябре 1915 г. при переходе морем на ПЛ сломался
коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули
кронштейны опорных подшипников. Лодку пришлось отправить
в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили
трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов
и станин двигателей. По рекомендации комиссии на
подлодке носовые двигатели соединили с динамо-машинами,
доставленными из США для подводных лодок типа "АГ".
После окончания ремонта принимала активное участие
в боевых действиях Черноморского флота.
16.10.1916 г. во время блокадного дозора у Босфора
в районе маяка Кефкен встретила турецкий вооруженный
транспорт водоизмещением около 4000 т, заставила
его выброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя
торпедами. 17.10.1916 г. взорвала торпедой турецкий
пароход "Ирминград", подорвавшийся 4 октября
на русских минах и выбросившийся на берег в районе
мыса Кара-Бурна Азиатского. 19.01.1917 г. захватила
буксирный пароход водоизмещением 300 т и восемь
парусных шхун. Потопив пароход и 7 шхун, лодка пыталась
довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе
к Херсонесскому маяку в свежую погоду буксиры лопнули
и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12.06.1917
г. захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности
отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть
груза, а шхуну потопила. 16.12.1917 г. подлодка
вошла в состав Красного Черноморского Флота.
01.05.1918 г. захвачена в Севастополе германскими
войсками. 24.11.1918 г. захвачена англо-французскими
войсками. 22-24.04.1919 г. при уходе англо-французских
войск из Крыма была затоплена ими в районе Севастополя.
|