Черноморский Флот

Флотские новости

История Флота

Корабельный состав

Фотоальбом ЧФ

Вооружение

Командный состав

Герои Флота

Служба по контракту

"Энциклопедия ЧФ"

Флотский Форум

Обратная связь

English version


 
Наш канал в Telegram

 
   
 
Черноморский Флот
 
 
KCHF.RU - информационный ресурс
 
 
     
 
Корабельный состав
Все корабли Черноморского Флота

Подводные лодки

 

 
 
 
         
      Подводная лодка "Нарвал"  
 
Подводная лодка "Нарвал"
 
Подводная лодка "Нарвал"
 
 
 

ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 621/994 т.
Размеры: длина - 70,2 м, ширина - 6,5 м, осадка - 3,4 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 9,8/6,5узлов.
Глубина погружения: 50 м.
Дальность плавания: над водой 3500 миль, под водой 19,5 миль.
Силовая установка: 2x490 л.с. + 4x160 л.с.
Вооружение: 8 торпед в решетчатых наружных аппаратах Джевецкого, 4 торпеды в трубчатых торпедных аппаратах (2 носовых, 2 кормовых), 2 75-мм орудия
Экипаж: 47 чел.

История подлодки:
Подводная лодка типа "Нарвал"

В 1907 г. была утверждена "малая кораблестроительная программа", предусматривавшая и строительство трех подводных лодок для Черноморского флота. Морской генеральный штаб разработал требования к основным тактико-техническим элементам и 3 июня 1909 года г. разослал их заинтересованным отечественным заводам. На конкурсе было рассмотрено 16 проектов. Комиссия, составленная из офицеров подводного плавания, отдала предпочтение проектам, представленным Невским и Балтийским заводами. Невский завод предлагал строить лодки по проекту фирмы "Голланд", Балтийский завод представил проект полковника И.Г. Бубнова. На предложение представить более подробный проект с учетом дополнительных требований (в частности, увеличение скорости хода) Невский завод уведомил, что это возможно для ПЛ водоизмещением 750/950 т при цене 2 млн. 250 тыс. руб. Будучи заинтересованным в постройке ПЛ, отличных от "русского типа" для выбора "лучшей в дальнейшем строительстве" ПЛ, Морской Технический Комитет (МТК) настоял на передаче заказа на 3 ПЛ Невскому заводу. Правление Товарищества Невского судостроительного механического завода в Петербурге 1 марта 1911 г. представило два проекта ПЛ Голланда: типа 10С водоизмещением 455/613 т со скоростью 15/11,5 узлов и проект, составленный по заказу МТК, водоизмещением ок. 850 т со скоростью хода 18/12 узлов, без чертежей и расчетов, что не удовлетворяло условиям МТК. 4 июня 1911 г. Невский завод представил новый проект ПЛ типа 31А с приложением чертежей, который и послужил предметом дальнейшего рассмотрения и заказа 3 ПЛ типа "Голланд-31А" в рамках программы усиления Черноморского флота. 4 июля 1911г. МТК рассмотрел проект и признал целесообразным уменьшить скорость до 16/11 узлов при увеличении дальности плавания под водой в течение 2 часов при скорости 11 уз. и еще 40 мин. со скоростью 4-5 уз. Цена за 1 ПЛ установлена в 1 млн. 600 тыс. руб. Продолжительность постройки - 28 месяца (окончательно - 24 месяца). 9 июля 1911 г. выдан заказ Невскому заводу на постройку 3 ПЛ со сроком начала испытаний - 9 июля 1913 г.

В ноябре 1911 г. на Невском заводе закончили прокатку металла, а в декабре на стапелях выставили первые корпусные конструкции общей массой 167 т. В качестве главных двигателей надводного хода предполагалось установить два дизеля по проекту германской фирмы MAN мощностью по 850 л.с. Главные электромоторы были заказаны заводу "Сименс и Гальске", электрооборудование поставляло Русское общество "Всеобщая компания электричества" и "Шуккерт и Ко", аккумуляторные батареи поставляла фирма "Мэто", компрессоры, воздухохранители и помпы изготавливались в США, перископы - в Италии. Строительство велось на Невском заводе в С.-Петербурге, а сборка осуществлялась в г. Николаеве отделением Невского завода. Лодки получили названия "Нарвал", "Кит" и "Кашалот".

Постройка полуторакорпусных подлодок типа "Нарвал", отличавшихся хорошей мореходностью, быстротой погружения, повышенной живучестью благодаря наличию водонепроницаемых переборок, стала важным этапом в отечественном кораблестроении.

Подводная лодка типа "Нарвал"была зачислена в состав Черноморского флота 11.10.1911 г. Заложена в декабре 1911 г. на судоверфи Отделения Невского судомеханического завода в Николаеве. Спущена на воду 11.04.1915 г., вступила в строй 23.08.1915 г.

10.10.1913 г. на стапелях отделения Невского завода в Николаеве состоялась торжественная церемония, посвященная началу сборки подлодки. 20.06.1915 г. - начало сдаточных испытаний в Николаеве. В виду военного времени и необходимости скорейшего вступления лодки в строй испытания проводились по сокращенной программе. 29.06 при испытаниях двигателей надводного хода на полный ход выявились дефекты в конструкциях фрикционных муфт, служащих для передачи работы кормового дизеля на передний ход. После неоднократных испытаний муфт комиссия пришла к выводу, что "муфты ненадежны и даже опасны". 18-19.06 1915 г. перешла из Николаева в Севастополь, где испытания были продолжены. 23.08.1915 г. вступила в строй.

В октябре 1915 г. при переходе морем на ПЛ сломался коленчатый вал правого кормового двигателя, лопнули кронштейны опорных подшипников. Лодку пришлось отправить в Николаев на ремонт. Причиной аварии послужили трещины и раковины коленчатых валов, фундаментов и станин двигателей. По рекомендации комиссии на подлодке носовые двигатели соединили с динамо-машинами, доставленными из США для подводных лодок типа "АГ". После окончания ремонта принимала активное участие в боевых действиях Черноморского флота.

16.10.1916 г. во время блокадного дозора у Босфора в районе маяка Кефкен встретила турецкий вооруженный транспорт водоизмещением около 4000 т, заставила его выброситься на берег, а затем взорвала его четырьмя торпедами. 17.10.1916 г. взорвала торпедой турецкий пароход "Ирминград", подорвавшийся 4 октября на русских минах и выбросившийся на берег в районе мыса Кара-Бурна Азиатского. 19.01.1917 г. захватила буксирный пароход водоизмещением 300 т и восемь парусных шхун. Потопив пароход и 7 шхун, лодка пыталась довести одну шхуну до Севастополя, но при подходе к Херсонесскому маяку в свежую погоду буксиры лопнули и шхуна, отнесенная в море, затонула. 12.06.1917 г. захватила турецкую моторную шхуну, но ввиду невозможности отвести приз в Севастополь, сняла мотор и часть груза, а шхуну потопила. 16.12.1917 г. подлодка вошла в состав Красного Черноморского Флота.

01.05.1918 г. захвачена в Севастополе германскими войсками. 24.11.1918 г. захвачена англо-французскими войсками. 22-24.04.1919 г. при уходе англо-французских войск из Крыма была затоплена ими в районе Севастополя.

 
             
Top.Mail.Ru
© Kchf.ru, 2001-2024 - о сайте