ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
650/785 т. Размеры: длина - 68 м, ширина - 4,48 м, осадка - 4,12 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 16,0/9,0 узлов. Глубина погружения: до 50 м.
Дальность плавания: над водой 2400 миль, под водой 130 миль. Силовая установка:
дизеля 2x1250 л.с., электромоторы 2x450 л.с. Вооружение: 2 носовых и 2 кормовых
457-мм торпедных аппарата, 4 457-мм аппаратов Джевецкого, 1 75-мм и 1 57-мм орудия,
1 7,62-мм пулемет. Экипаж: 33 чел. История подводной лодки: Подводная
лодка класса "Барс" 02.07.1915 г. зачислена в списки кораблей
ЧФ и в октябре 1915 г. заложена на заводе "Наваль" Обществом Николаевских
заводов и верфей а Николаеве. Спущена на воду 12.11.1916 г., вступила в строй
в сентябре 1917 г. Участвовала в 1-й мировой войне; использовалась в учебных
целях. 16.12.1917г. вошла в состав Красного ЧФ, но 01.05.1918 г. была захвачена
в Севастополе германскими оккупантами и вскоре под наименованием "US 2"
включена в состав ВМС Германии на Черном море. 24.11.1918 г. захвачена
у немцев англо-французскими интервентами и 26.04.1919 г. по приказу английского
командования затоплена в районе Севастополя. Обнаружили лодку водолазы
ЭПРОНа в 1925 году, проводившие поиск затопленных боевых кораблей по заявке Военно-морского
флота. "Орлан" лежал на глубине 31 м, с креном 67 град. на левый борт и незначительным
дифферентом на корму. Каких-либо серьезных повреждений корпуса выявлено не было.
Входные люки на лодке были открыты. Первоначально подъем "Орлана" намечалось
провести способом осушения отсеков и цистерн. Водолазы установили на входные люки
специально изготовленные герметичные крышки с вваренными в них штуцерами для присоединения
воздушных шлангов. Однако во время пробного продувания, когда крен лодки уменьшился
почти на половину, а нос даже несколько приподнялся над грунтом, выяснилось, что
в машинном отделении по левому борту имеется большая пробоина. Размеры ее были
таковы, что через пробоину в лодку свободно проходил водолаз. При первоначальном
обследовании пробоину нельзя было обнаружить, так как "Орлан" лежал именно на
левом борту. По второму варианту решили поднимать "Орлан" с помощью двух
400-тонных понтонов. Глубина затопления "Орлана" - 31м. Это обстоятельство не
только осложняло работы по промывке туннелей и остропке понтонов, но делало очень
опасным всплытие лодки. По обычным правилам непосредственный подъем на поверхность
допускался с глубины h < 0,3L, т.е. при длине "Орлана" L= 68 метров - с глубины
20-22 метра. ЭПРОН решил пойти на риск и провести подъем с такой глубины в одну
ступень. Чтобы при всплытии судоподъемные полотенца не выскользнули из-под
корпуса лодки, понтоны прочно принайтовали (привязали) к ее боевой рубке. Риск
оправдался, но само всплытие было бурным. Один из участников подъема впоследствии
так описал это событие: "Орлан" всплыл утром. В кипящей волне и пене от вырывающегося
из понтонов воздуха быстро вынырнул нос лодки, похожий на морду хищной рыбы, медленно
остановился и замер." Дифферент "Орлана" при всплытии достиг аварийного значения
- 33 град., но все окончилось благополучно, хотя впоследствии эпроновцы так больше
не рисковали. После подъема ПЛ была отбуксирована в Севастополь и в виду
невозможности восстановления сдана Комгосфонду для демонтажа и разделки на металл.
|