ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1350/1810 т. Размеры: длина - 76,68 м, ширина - 6,72 м, осадка - 5,19 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 15,3/13,1 узлов. Глубина погружения:
рабочая 270 м, предельная 300 м. Дальность плавания: над водой 7400 миль,
под водой 350 миль. Силовая установка: дизель-электрическая. Вооружение:
6 533-мм торпедных аппаратов в носу, 2 533-мм торпедных аппарата в корме, 14 торпед.
+ 2 650-мм торпедных аппарата, 2 ПЛУР или торпеды калибра 650-мм. Экипаж:
52 чел. История подлодки: Подводная лодка пр.633РВ Проектирование
подводной лодки проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955
г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин,
заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.
В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены
на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный"
(И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП.
Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае
1955 г., "предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ".
Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ. Технический проект ПЛ
проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка
к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором
форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном
подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных
характеристик. Подводная лодка "С-11" (заводской номер 362) была
заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком 25.11.1960 г., спущена
на воду 15.04.61 г. Вступила в строй 30.09.1961 г. 04.11.1961 г. была принята
в состав Северного флота, перечислена в состав Черноморского флота 07.02.1962
г. 23.08.1963 г. лодка перешла на Северный флот, и 17.09.1963 г. перечислена
в состав Северного флота. Включена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный).
10.10.70-19.02.72 г. прошла ремонт на КОЛМЗ (Кронштадт). 17.07.1972 г. была перечислена
в состав Северного флота, 20.08.1976 г. перечислена в состав Черноморского флота,
и вошла в состав 27 Бригады ПЛ. К тому времени в была начата разработка
противолодочных комплексов "Водопад" и "Ветер", предназначенных
для ВМФ. Комплекс "Водопад" представлял собой твердотопливную
ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533 мм. Руководство ВМФ
заставило разработчиков комплекса использовать уже состоявшие на вооружении 533-мм
торпедные аппараты. В свою очередь жесткие габаритные ограничения сказались на
тактико-технических характеристиках ракеты. В комплексе "Водопад" использовались
два варианте боевой части - 400-мм малогабаритная торпедная УМГТ-1 и ядерный заряд.
Ракета выходила из воды под углом, корректировалась в полете бортовой инерциальной
системой, затем в заданной точке происходило отделение торпеды (либо специальной
боевой части), которая на парашюте сбрасывалась в воду. Парашют при этом отстреливался
у поверхности воды. Поиск лодки торпеда производила с помощью головки самонаведения.
Малогабаритная противолодочная электрическая торпеда УМГТ-1 имеет скорость
41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500 м. Акустическая активно-пассивная
система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования по активному каналу 1500
м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1 принята серебряно-магниевая
батарея, активируемая морской водой. Максимальная дальность стрельбы комплекса
"Водопад" - 37км. Комплекс "Ветер" представляет собой
твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 65 см. Длина
ракеты 11 м, диаметр корпуса - около 650 мм. Ракета комплекса "Ветер"
имеет те же два варианта боевой части, что и комплекс "Водопад", т.е.
торпеду УМГТ-1 и ядерную боевую часть. Комплекс "Ветер" обладает
более мощной ракетой, чем комплекс "Водопад", поэтому имеет в два раза
большую дальность и глубину старта. Головным разработчиком комплексов "Водопад"
и "Ветер" выступало ОКБ "Новатор" Минавиапрома (бывшее ОКБ-9).
Начальником бюро и главным конструктором был Л. В. Люльев. Торпеда создавалась
в НПО "Уран" Минсудпрома (главный конструктор торпеды В. А. Левин).
Бортовая аппаратура ракет разрабатывалась в НИИ-25 Минавиапрома (начальник и главный
конструктор А. С. Абрамов). Для испытания обоих комплексов на заводе №
444 по чертежам, разработанным СПМБМ ''Малахит" в разное время были переоборудованы
две подводные лодки "С-11" и "С-49" из проекта 633 в проект
633РВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными
аппаратами для испытания новых торпед для отработки системы стрельбы из ТА калибра
650-мм новыми образцами торпед. Подводная лодка С-11 прошла ремонт и модернизацию
в период с 30.05.1978 г. по 18.01.1982 г. Её 533-мм торпедные аппараты
соответствовали серийным на атомных подводных лодках проекта 671, а 650-мм - аппаратам
на лодках проекта 671РТ. Кроме того, казенные части верхних аппаратов калибра
650 мм были вставлены в прочную герметичную камеру, что обеспечивало надежную
работу агрегата АЭРВД-100, предназначенного для ввода данных в ракету. В
соответствии с технической документацией эти ТА называются ПУ ракетоторпед. В
отличие от штатных ТА они имеют прорези в обтюрирующих кольцах для прохода продольного
кабеля ПЛУР, дополнительные фигурные направляющие дорожки для снятия предохранителя
запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный в крышку ПУ для предстартовой
проверки ПЛУР и введения в их БСУ необходимых данных. Выход ПЛУР из ПУ такой же,
как и торпед из ТА. В носовом отсеке демонтировали часть стеллажей для
запасных торпед, АПП ПЛУР и установили контрольно-измерительную аппаратуру. Кроме
того, было усовершенствовано гидроакустическое вооружение. На неё в дальнейшем
проводились заводские, летно-конструкторские и государственные испытания комплексов,
а также серийных ракет после приемки их на вооружение. Подводная лодка "С-11"
находилась в 475-й дивизионе подводных лодок. Была переименована в "СС-11". 27.10.1990
г. была поставлена в ремонт в СМЗ. 24.06.1991 г. исключена из состава ВМФ
в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В 1992 г. на Севастопольской
базе "Главвторчермета" в Инкермане подводная лодка С-11 была разделана на металл.
|