ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350
т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка
- 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1
узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная
200 м.
Дальность плавания: над водой 13000 миль, под
водой 353 миль.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350
л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя
экономического хода
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались
вместо торпед).
Экипаж: 52 чел.
История:
Подводная лодка пр.613
Первой послевоенной дизель-электрической подводной
лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка
пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего
водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г.
В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе
и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие
к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал
Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения
материалов по U-250, работу над пр.608. В январе
1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250,
XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание
на проектирование подлодки проекта 613. В нём
было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в
сторону увеличения скорости хода и дальности плавания
при увеличении стандартного водоизмещения до 800
тонн.
Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором
был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов,
а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим
от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов.
В августе 1946 года было выдано задание на пр.613,
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден
Советским правительством. При разработке теоретических
чертежей особое внимание обращалось на обеспечение
высоких ходовых качеств в подводном положении.
В результате, скорость полного подводного хода
увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре
носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых
533-мм торпедных аппарата. Количество запасных
торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и
являлось их общим количество запасных торпед.
Основными средствами обнаружения в подводном положении
были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс".
Первоначально размещалось артиллерийское вооружение
из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ
и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже
всё артиллерийское вооружение со всех подлодок
пр.613 было снято.
По конструкции это была двухкорпусная подводная
лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными
шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров,
образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего
цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и
7-й отсеки отделены сферическими переборками,
рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны
на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась
при затоплении одного отсека и двух смежных к
нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10
цистерн главного балласта, размещенных в легком
корпусе. Воздух высокого давления размещался в
22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора.
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными,
с внутренним покрытием из меди, но они сильно
корродировали и их впоследствии заменили на красномедные.
Первоначально в носовой оконечности располагалась
цистерна плавучести, но, когда было демонтировано
артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в
отечественной практике подводного кораблестроения
был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой
оконечности корабля.
Главная энергетическая установка лодки включала
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с
дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис
и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие
вес, габариты и число цилиндров. Имелось также
устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном
кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались
на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели
экономического хода передали вращение на гребные
валы через эластичные и бесшумные текстропные
передачи и фрикционные муфты экономического хода.
Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные
рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический
привод. Впервые в отечественном флоте на этих
лодках применялась система бесшумной дифферентовки
(только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом
в воду, направленным в корму (использование отсасывающего
эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены
сточные баллоны.
Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом
с широким использованием автоматической сварки.
Всего предполагалось построить 340 подлодок этого
проекта, фактически построено 215 (что составило
рекорд в серийности постройки в отечественном
ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки,
эта достаточно простая в устройстве и надежная
дизельная подводная лодка была любима подводниками
ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев
даже примитивности оборудования она оказалась
одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно
проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению
первый международный успех: это первый русский
проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году,
по решению правительства, рабочие чертежи и техническая
документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.
Лодки этого проекта использовались для проведения
натурных испытаний различных видов вооружения,
некоторые из них получили на вооружение крылатые
и баллистические ракеты.
Подводная лодка "С-147" была заложена
05.03.1952 г. в Горьком на судостроительном заводе
"Красное Сормово" (заводской №813/303).
Спущена на воду 15.09.1952 г., вступила в строй
21.12.1953 г., вошла в состав Северного флота.
22.04.1964 г. была перечислена в состав Черноморского
флота, вошла в состав 153-й БрПЛ.
В 1970 г. переведена в подкласс ПЛ ПЛО (отработка
кораблей и самолетов по ПЛО). 17.04.1978 г. переклассифицирована
в опытовую подводную лодку, 01.08.1978 г. получив
новое название - "СС-552".
30.07.1987 г. подводная лодка "СС-552"
была исключена из состава ВМФ в связи со сдачей
в ОФИ для демонтажа и реализации. Впоследствии
разделана на металл в Инкермане.
Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- А.Лушников;
- Б.Черков;
- А.Балашов;
- А.Бабенко (СС-552);
- В.Емельянов;
- Ю.Елисеев.
|