|   ТТД:  Водоизмещение (надводное/подводное): 
1157/1467 т.  Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 5,4 м.  Скорость 
хода (надводная/подводная): 16/10 узлов.  Дальность плавания: над водой 5000 
миль при 8 узлах, под водой 260 миль при 2 узлах.  Силовая установка: 2 дизеля 
37Д по 2000 л.с., 2 электромотора ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электромотора экономического 
хода ПГ-103 по 50 л.с.  Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4 
торпеды), 2 пусковых установки крылатых ракет "П-5".  Глубина погружения: 
рабочая - 170 м., предельная - 200 м.  Экипаж: 58 человек. История 
подлодки:  Подводная лодка пр.644 Работы по созданию в СССР баллистических 
и крылатых ракет велись парралельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые 
Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем.Причем бюро возглавляемое Бериевым пошло по пути, 
сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало 
перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен 
запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предпологалось переоборудовать большие 
ДПЛ пр.611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном 
контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых 
ускорителей а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя 
должны были использоваться торпедные ДПЛ пр.613.  Крылатая ракета П-5 предназначалась 
для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественно стратегической КР 
(СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только 
из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить 
и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км. Испытания 
крылатой ракеты "П-5" проводились на опытовой подлодке пр.613 "С-146" 
и были завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР было 
шесть подводных лодок пр.644 переоборудованных из пр.613. Это были первые отечественные 
подводные лодки с крылатыми ракетами.  В соответствии с проектом разработанным 
ЦКБ-18 (рабочие чертежи выпущены горьковским ЦКБ-112, ныне ОАО "Лазурит") 
переоборудование подлодок пр.613 происходило без изменения прочного корпуса лодки. 
Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных 
торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках. 
Крылатые ракеты размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе 
надстройки за ограждением рубки, парралельно друг другу. Целеуказание ракетам 
осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и астронавигационного 
перископа "Лира." На лодке так же установили систему управления ракетной 
стрельбой "Север-А644У" и другое оборудование, системы и устройства 
обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном 
пространстве была установлена прочная аварийная баластная цистерна , обеспечивающая 
погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной подлодки с одним 
затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки 
с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были 
перенесены балоны ВВД, а твердый баласт размещен в доковом киле. В результате 
модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение 
рубки и изменена надстройка. Вооружение подлодки состояло из двух крылатых 
ракет "П-5", расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех 
носовых 533-мм торпедных аппаратов. Посколько крылатые ракеты хранились 
полностью готовыми к стрельбе, в контейнерах поддерживался особый микроклимат. 
Стрельба ракетами осуществлялась из надводного положения подлодки при поднятых 
на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился 
в корму лодки, т.е. в сторону кормы, при этом стрельба залпом не предусматривалась, 
и при старте первой ракеты вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно 
проекту стрельба должна была осуществляться при волнении на море до 6 баллов, 
скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях 
было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих 
подлодок возможна при волнении моря лишь до 3 баллов и скорости лодки не более 
6 узлов. Все ракетные лодки в 1960-1980-х годах не реже, чем один раз в 
год, проводили ракетные стрельбы. Следует заметить, что в ракете "П-5Д" 
за счет применения высокоточного радиовысотомера РВ-5М удалось снизить высоту 
полета ракеты с 400 м (у первых образцов "П-5") до 250 м, что с учетом 
сверхзвуковой скорости и малого полетного времени (10-20 минут) затрудняло ее 
перехват. Мощность специальной боевой части у ракеты "П-5" составляла 
200 килотонн, а позже она была доведена до 650 килотонн. Таким образом, на Черном 
море подводные лодки с ракетами "П-5" являлись весьма грозным оружием 
и могли успешно поразить любые объекты на территории Турции.  Стрельба ракетным 
комплексом подводными лодками этого типа на ЧФ осуществлялась не менее одного 
раза в год, вплоть до 1980 года (стрельба двумя крылатыми ракетами дпл "С-158" 
на приз главкома ВМФ). Лодки пр.644 постоянно выходили на боевые службы в Черное 
море, не выходя при этом в Средиземное, где несли боевую службу подводные лодки 
Балтийского и Северного флотов.  Подводная лодка "С-158" была 
заложена 23.12.1952 г. на в Горьком на судостроительном заводе "Красное Сормово" 
(заводской №504) по пр.613, спущена на воду 16.05.1953 г., введена в строй 31.12.1953 
г. Входила в состав ККФ. 14.10.1958 - 31.08.1961 г. на ССЗ "Красное 
Сормово" им. А.А. Жданова подводная лодка "С-158" была переоборудована 
по пр.644 в носитель крылатых ракет "П-5". 30.10.1961 г. включена 
в состав Северного флота. Вошла в состав 212-й БрПЛ 12-1 ЭПЛ. В 1962 г. была модернизирована 
по пр.644-7, получив возможностьл пуска как ПКР П-5Д, так и ПКР П-7. Всего до 
1965 г. было проведено 23 пуска ракет П-7. 29.09.1969 г. была перечислена 
в состав Черноморского флота, вошла в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ. В 1973 
г. была признана лучшей ракетной подлодкой на флоте, получила звание "Отличная". 
 09.07.1982 г. подводная лодка "С-158" была исключена из состава 
флота и передана ОФИ. Впоследствии она была разделана на металл в Инкермане. Этой 
подводной лодкой в разное время командовали:  - А.Крестовский;  - А.Касьянов;  
- Б.Молодых;  - В.Гончаренко.  |