ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1157/1467 т. Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 5,4 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 16/10 узлов. Дальность плавания: над водой 5000
миль при 8 узлах, под водой 260 миль при 2 узлах. Силовая установка: 2 дизеля
37Д по 2000 л.с., 2 электромотора ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электромотора экономического
хода ПГ-103 по 50 л.с. Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата (4
торпеды), 2 пусковых установки крылатых ракет "П-5". Глубина погружения:
рабочая - 170 м., предельная - 200 м. Экипаж: 58 человек. История
подлодки: Подводная лодка пр.644 Работы по созданию в СССР баллистических
и крылатых ракет велись парралельно. Над созданием КР работали КБ возглавляемые
Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем.Причем бюро возглавляемое Бериевым пошло по пути,
сходным с американским. То есть создавало ракету ангарного хранения, которую следовало
перед пуском выкатывать из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого был возможен
запуск. Для крылатых ракет такого типа (П-10) предпологалось переоборудовать большие
ДПЛ пр.611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило размещать ракету в специальном
контейнере из которого и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при помощи пороховых
ускорителей а крылья автоматически раскрывались в полёте. В качестве носителя
должны были использоваться торпедные ДПЛ пр.613. Крылатая ракета П-5 предназначалась
для стрельбы по береговым целям и явилась первой отечественно стратегической КР
(СКР). Поскольку она имела турбореактивный двигатель, запуск был возможен только
из надводного положения. Причем перед стартом двигатель необходимо было запустить
и вывести на рабочий режим. Дальность стрельбы составляла около 300 км. Испытания
крылатой ракеты "П-5" проводились на опытовой подлодке пр.613 "С-146"
и были завершены к 1959 году. А уже к концу 1960 года в составе ВМФ СССР было
шесть подводных лодок пр.644 переоборудованных из пр.613. Это были первые отечественные
подводные лодки с крылатыми ракетами. В соответствии с проектом разработанным
ЦКБ-18 (рабочие чертежи выпущены горьковским ЦКБ-112, ныне ОАО "Лазурит")
переоборудование подлодок пр.613 происходило без изменения прочного корпуса лодки.
Это было достигнуто за счет демонтажа кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных
торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки помещений в носовых отсеках.
Крылатые ракеты размещались в двух прочных контейнерах установленных на палубе
надстройки за ограждением рубки, парралельно друг другу. Целеуказание ракетам
осуществлялось при помощи навигационного комплекса "Север-Н-644" и астронавигационного
перископа "Лира." На лодке так же установили систему управления ракетной
стрельбой "Север-А644У" и другое оборудование, системы и устройства
обслуживающие ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет. В междубортном
пространстве была установлена прочная аварийная баластная цистерна , обеспечивающая
погружение, плавание в подводном положение и всплытие аварийной подлодки с одним
затопленным ракетным контейнером. Для повышения поперечной остойчивости лодки
с высоко расположенными ракетными контейнерами, в киль корабля из надстройки были
перенесены балоны ВВД, а твердый баласт размещен в доковом киле. В результате
модернизации увеличилась ширина корабля (за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение
рубки и изменена надстройка. Вооружение подлодки состояло из двух крылатых
ракет "П-5", расположенных в двух внешних ракетных контейнерах и четырех
носовых 533-мм торпедных аппаратов. Посколько крылатые ракеты хранились
полностью готовыми к стрельбе, в контейнерах поддерживался особый микроклимат.
Стрельба ракетами осуществлялась из надводного положения подлодки при поднятых
на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров с открытыми крышками. Пуск производился
в корму лодки, т.е. в сторону кормы, при этом стрельба залпом не предусматривалась,
и при старте первой ракеты вторая находилась в закрытом контейнере. Согласно
проекту стрельба должна была осуществляться при волнении на море до 6 баллов,
скорости ветра до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако при испытаниях
было установлено, что из-за заливаемости контейнеров ракетная стрельба с этих
подлодок возможна при волнении моря лишь до 3 баллов и скорости лодки не более
6 узлов. Все ракетные лодки в 1960-1980-х годах не реже, чем один раз в
год, проводили ракетные стрельбы. Следует заметить, что в ракете "П-5Д"
за счет применения высокоточного радиовысотомера РВ-5М удалось снизить высоту
полета ракеты с 400 м (у первых образцов "П-5") до 250 м, что с учетом
сверхзвуковой скорости и малого полетного времени (10-20 минут) затрудняло ее
перехват. Мощность специальной боевой части у ракеты "П-5" составляла
200 килотонн, а позже она была доведена до 650 килотонн. Таким образом, на Черном
море подводные лодки с ракетами "П-5" являлись весьма грозным оружием
и могли успешно поразить любые объекты на территории Турции. Стрельба ракетным
комплексом подводными лодками этого типа на ЧФ осуществлялась не менее одного
раза в год, вплоть до 1980 года (стрельба двумя крылатыми ракетами дпл "С-158"
на приз главкома ВМФ). Лодки пр.644 постоянно выходили на боевые службы в Черное
море, не выходя при этом в Средиземное, где несли боевую службу подводные лодки
Балтийского и Северного флотов. Подводная лодка "С-158" была
заложена 23.12.1952 г. на в Горьком на судостроительном заводе "Красное Сормово"
(заводской №504) по пр.613, спущена на воду 16.05.1953 г., введена в строй 31.12.1953
г. Входила в состав ККФ. 14.10.1958 - 31.08.1961 г. на ССЗ "Красное
Сормово" им. А.А. Жданова подводная лодка "С-158" была переоборудована
по пр.644 в носитель крылатых ракет "П-5". 30.10.1961 г. включена
в состав Северного флота. Вошла в состав 212-й БрПЛ 12-1 ЭПЛ. В 1962 г. была модернизирована
по пр.644-7, получив возможностьл пуска как ПКР П-5Д, так и ПКР П-7. Всего до
1965 г. было проведено 23 пуска ракет П-7. 29.09.1969 г. была перечислена
в состав Черноморского флота, вошла в состав 155-й БрПЛ 14-й ДиПЛ. В 1973
г. была признана лучшей ракетной подлодкой на флоте, получила звание "Отличная".
09.07.1982 г. подводная лодка "С-158" была исключена из состава
флота и передана ОФИ. Впоследствии она была разделана на металл в Инкермане. Этой
подводной лодкой в разное время командовали: - А.Крестовский; - А.Касьянов;
- Б.Молодых; - В.Гончаренко. |