ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 837/1084,5
т.
Размеры: длина 77,7 м, ширина 6,4 м,осадка 4,35
м.
Скорость хода (надводная/подводная): 19,8/8,9
узлов.
Дальность плавания: над водой 8170 миль 9,7 узлах,
под водой 140 миль при 2,9 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля по 2000 л.с., 2 электромотора
по 550 л.с.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (12 торпед), 1 100-мм, 1 45-мм орудия.
Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 46 человек.
История:
Подводная лодка типа "С", IX-бис серия.
По архитектуре эти субмарины представляли собой
полуторакорпусные подводные лодки смешанной конструкции,
у которых прочный корпус был клепаным, а легкий
- сварным. "Эска" имела семь отсеков;
три из них являлись отсеками-убежищами и отделялись
сферическими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными
на давление 10 атмосфер. Конструкцию прочного
корпуса отличала высокая технологичность - главным
образом, за счет отказа от разноса стыков и пазов
и упрощенной формы цилиндрических и конических
секций. Прочная рубка была овальной, благодаря
чему уменьшалась ее ширина и, соответственно,
сопротивление воды при движении под водой.
Система всплытия подлодки при своей простоте
отличалась высокой эффективностью. Балластные
цистерны осушались не насосами, а отработанными
газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного
продувания. Все цистерны главного балласта, кроме
кормовой, оснащались кингстонами оригинальной
схемы.
Главные электродвигатели на всех "эсках"
были отечественного производства - двухякорные
электромоторы ПГ72/35 Ленинградского завода "Электросила"
мощностью по 550 л.с. при 275 об/мин. Аккумуляторная
батарея включала в себя 124 элемента типа "С".
Торпедное вооружение - шесть 533-мм аппаратов:
четыре носовых и два кормовых. Длина каждого -
7,7 м, толщина стенок трубы - 9 мм. Выстрел торпедой
допускался с глубины до 15-17 м, после модернизации
в послевоенное время - до 30 м. Основным оружием
"эсок" в годы Великой Отечественной
войны были 533-мм двухрежимные парогазовые торпеды
53-38. Артиллерийское вооружение подлодок типа
"С" - 100-мм артустановка Б-24-ПЛ и
зенитный 45-мм полуавтомат 21-К.
Маневренные качества подводных лодок типа "С"
считались вполне удовлетворительными. На полном
ходу в надводном положении субмарина разворачивалась
на 180° примерно за 3 мин; диаметр циркуляции
при этом составлял 1,7 кбт. На экономическом ходу
тот же маневр выполнялся за 4 мин. Под водой лодка
разворачивалась на 180° при положении руля 15°
на 6-узловой скорости за 9 мин, на 3-узловой скорости
- за 12 мин; диаметр циркуляции при этом составлял
соответственно 5 и 5,6 кбт. Время перехода из
крейсерского положения в позиционное занимало
25 с, из позиционного в боевое -15-20 с, из крейсерского
в боевое - 48-50 с.
Заложена 16.11.1937 г. на заводе № 198 имени
А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве,
спущена на воду 30.05.1939 г., вступила в строй
18.11.1940 г. и 22.12.1940 г., подняв Военно-морской
флаг, вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. Лодка
(командир - капитан-лейтенант Б.А. Алексеев) вышла
в первый боевой поход 6 июля на позицию в районе
Мангалии. Главной ее задачей стала, фактически,
не борьба на коммуникациях, а наблюдение за портом
Констанца, в котором, по данным нашей разведки,
готовился вражеский десант. Поэтому не удивительно,
что за весь поход лодка имела единственный контакт
- в ночь на 10 июля с румынской субмариной "Дельфинул".
Обнаружив друг друга, обе подлодки погрузились,
но атаковать не пытались. 23 июля "эска"
вернулась в Севастополь. Во втором походе (27.8-11.9.1941)
С-33 занимала позицию у побережья Болгарии (район
юго-восточнее Сизополя). 4 сентября она выходила
в атаку на одиночное судно, но обе выпущенные
торпеды прошли мимо. Третье крейсерство (11-23.10.1941)
проходило у мыса Шаблер. Вечером 15 октября наша
субмарина была обнаружена и атакована румынским
эсминцем. Вскоре в поле зрения перископов "эски"
появились еще три корабля - минный заградитель
"Мурждеску", эсминцы "Р. Фердинанд"
и "Марашешти", но выйти в атаку на них
не удалось из-за невыгодного курсового угла. На
следующее утро Алексеев обнаружил этот же отряд.
Румыны ставили мины в течение нескольких часов,
но командир на атаку не решился - отпугивали внезапные
повороты кораблей охранения и отдаленные взрывы
глубинных бомб (их сбрасывали немецкие гидросамолеты,
которые несколько раз обнаруживали субмарину на
перископной глубине).
С-33 занимала позицию у мыса Шаблер в четвертом
(4-18.11.1941) и пятом (8-27.12.1941) походах.
Утром и днем 6 ноября С-33 дважды атаковала эсминцы
"Р. Мария", "Р. Фердинанд"
и "Марашешти", выходившие из Констанцы
на поиски потопленного ("щукой" Щ-214)
итальянского танкера "Торчелло". Оба
двухторпедных залпа прошли мимо цели. По итогам
года лодка числилась среди отстающих. Хотя она
имела 12 контактов с кораблями и судами противника
(абсолютный рекорд среди субмарин ЧФ в 1941 году),
ни один из четырех выходов в атаку не завершился
успехом. В середине января 1942 года субмарина
перешла из Поти в Туапсе для ремонта. Он уже подходил
к концу, когда 23 марта порт в очередной раз подвергся
налету вражеских бомбардировщиков. "Юнкерсы"
51-й боевой эскадры избрали своей целью район
стоянки лодок. Всего сюда упало 32 авиабомбы,
причем одна из них, 250-кг - в 8 м от кормы С-33.
Сильнейший гидравлический удар сорвал с фундаментов
кормовые торпедные аппараты, сдвинул многие приборы
и механизмы, в прочном корпусе появились многочисленные
трещины. Аварийный ремонт "эски" продлился
до августа.
14 октября С-33 вышла в очередной поход на позицию
севернее Босфора. 24 октября она атаковала турецкий
пароход "Туркан", но в условиях 6-балльного
шторма торпеды изменили направление и прошли мимо
цели. Второй поход в этот же район (19.11-9.12.1942)
завершился двумя встречами с турецкими судами,
нападать на них Алексеев не стал. Новый, 1943
год "эска" встретила на позиции у мыса
Шаблер (поход 27.12.1942-16.1.1943). С небольшими
перерывами субмарина продолжала действовать на
протяжении всего 1943 года. С 9 по 28 февраля
она находилась у Феодосии. 12-го Алексееву чуть
было не удалось торпедировать итальянскую подлодку,
но этому помешала ошибка рулевого-горизонтальщика.
С 11 по 30 апреля "эска" приняла участие
в первой комбинированной операции, где действия
субмарин должны были обеспечиваться разведывательными
самолетами (правда, ни одной рекомендацией штаба
воспользоваться не удалось). Зато в ночь на 20
апреля сигнальщики С-33 заметили вражеский конвой.
Единственным судном в нем был румынский транспорт
"Сучава" (6876 брт), перевозивший из
Севастополя в Констанцу пустые бочки из-под горючего,
в охранении шли эсминец "Р. Мария" и
три моторных тральщика. Заняв выгодную позицию
в надводном положении, командир выпустил с дистанции
12 кбт три торпеды. Две из них поразили пароход,
мгновенно отправив его на дно. Тральщики пытались
преследовать погрузившуюся лодку, но, сбросив
18 глубинных бомб, нанесли ей лишь незначительные
повреждения.
Следующий, 11-й боевой поход (29.6-20.7.1943)
был совершен в мелководный район северо-западнее
Тарханкута. Здесь лодка находилась до 10 июля,
обнаружив за все это время лишь один конвой из
парусных шаланд, на которые решили не тратить
торпеды. Далее она перешла к Босфору, но и там
противник встречен не был. Аналогично протекал
и следующий выход (9.9-9.10.1943). Сначала лодка
находилась у Босфора, затем на сутки (21.9) перешла
к Констанце, а далее направилась к Тарханкуту.
На переходе рано утром 22-го она обнаружила встречный
вражеский конвой (танкер "Продромос",
минзаг "Мурджеску", три тральщика),
выпустила по нему три торпеды, но промахнулась
(хотя командир доложил о потоплении транспорта).
7 декабря С-33 вышла в район Тарханкут-Евпатория.
14-го Алексееву не удалось совершить нападение
на крупный конвой - его лодку засекли морские
охотники еще до выхода в точку залпа. Через неделю
лодка опять встретила пару охотников типа "КТ",
но вновь была обнаружена и подверглась длительному
преследованию, в ходе которого противник сбросил
117 глубинных бомб. 27-го "эска" сумела
подкрасться к "транспортам" на дистанцию
1,5 кбт и выпустить 4 торпеды. Одна из них поразила
Uj-101, но, поскольку ударник не успел прийти
в боевое положение, не взорвалась. Две другие
не попали в корабли, но взорвались рядом с ними.
Охотник серьезно пострадал, а уцелевший Uj-106
подверг лодку длительному преследованию и сумел
нанести ей небольшие повреждения. Их удалось устранить
на позиции, и днем 6 января 1944 года Алексеев
еще раз неудачно атаковал небольшой конвой. 9-го
лодка вернулась в Поти.
Последовавший ремонт удалось завершить лишь к
началу мая. 9-го лодка вышла для участия в операции
по освобождению Крыма. Поскольку ее позиция (юго-западнее
мыса Херсонес) находилась в стороне от конвойных
маршрутов противника, единственной удачей стало
потопление артиллерийским огнем брошенной сдрейфовавшей
БДБ (очевидно, F-130) утром 12 мая. С учетом последнего
результата по итогам боевой деятельности лодка
была удостоена гвардейского звания, Алексееву
присвоили звание Героя Советского Союза и повысили
в должности до командира 1-го дивизиона. Последний
поход к берегам Болгарии (16.8 - 15.9.1944) С-33
совершила под командованием капитан-лейтенанта
В.И. Матвеева, ранее командовавшего отличившейся
в крымской операции субмариной А-5.
12.01.1949 г. С-33 была отнесена к подклассу
средних подводных лодок.
14.03.1955 г. выведена из боевого состава, разоружена
и переформирована в плавучую зарядовую станцию,
12.03.1974 г. была исключена из судового состава
и поставлена на прикол, но 14.03.1975 г. вновь
зачислена в состав плавсредств ЧФ.
03.01.1978 г. вторично исключена из списков
плавсредств ВМФ в связи со сдачей в ОФИ для демонтажа
и реализации и впоследствии на базе "Главвторчермета"
в Севастополе разделана на металл.
Переименования подводной лодки: с 06.04.1955
г. - ПЗС-22, с 12.10.1977 г. - РЗС-422.
|