ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 837/1084,5
т.
Размеры: длина 77,7 м, ширина 6,4 м,осадка 4,35
м.
Скорость хода (надводная/подводная): 19,8/8,9
узлов.
Дальность плавания: над водой 8170 миль 9,7 узлах,
под водой 140 миль при 2,9 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля по 2000 л.с., 2 электромотора
по 550 л.с.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (12 торпед), 1 100-мм, 1 45-мм орудия.
Глубина погружения: до 100 м.
Экипаж: 46 человек.
История:
Подводная лодка типа "С", IX-бис серия.
По архитектуре эти субмарины представляли собой
полуторакорпусные подводные лодки смешанной конструкции,
у которых прочный корпус был клепаным, а легкий
- сварным. "Эска" имела семь отсеков;
три из них являлись отсеками-убежищами и отделялись
сферическими водонепроницаемыми переборками, рассчитанными
на давление 10 атмосфер. Конструкцию прочного
корпуса отличала высокая технологичность - главным
образом, за счет отказа от разноса стыков и пазов
и упрощенной формы цилиндрических и конических
секций. Прочная рубка была овальной, благодаря
чему уменьшалась ее ширина и, соответственно,
сопротивление воды при движении под водой.
Система всплытия подлодки при своей простоте
отличалась высокой эффективностью. Балластные
цистерны осушались не насосами, а отработанными
газами дизелей или сжатым воздухом системы аварийного
продувания. Все цистерны главного балласта, кроме
кормовой, оснащались кингстонами оригинальной
схемы.
Главные электродвигатели на всех "эсках"
были отечественного производства - двухякорные
электромоторы ПГ72/35 Ленинградского завода "Электросила"
мощностью по 550 л.с. при 275 об/мин. Аккумуляторная
батарея включала в себя 124 элемента типа "С".
Торпедное вооружение - шесть 533-мм аппаратов:
четыре носовых и два кормовых. Длина каждого -
7,7 м, толщина стенок трубы - 9 мм. Выстрел торпедой
допускался с глубины до 15-17 м, после модернизации
в послевоенное время - до 30 м. Основным оружием
"эсок" в годы Великой Отечественной
войны были 533-мм двухрежимные парогазовые торпеды
53-38. Артиллерийское вооружение подлодок типа
"С" - 100-мм артустановка Б-24-ПЛ и
зенитный 45-мм полуавтомат 21-К.
Маневренные качества подводных лодок типа "С"
считались вполне удовлетворительными. На полном
ходу в надводном положении субмарина разворачивалась
на 180° примерно за 3 мин; диаметр циркуляции
при этом составлял 1,7 кбт. На экономическом ходу
тот же маневр выполнялся за 4 мин. Под водой лодка
разворачивалась на 180° при положении руля 15°
на 6-узловой скорости за 9 мин, на 3-узловой скорости
- за 12 мин; диаметр циркуляции при этом составлял
соответственно 5 и 5,6 кбт. Время перехода из
крейсерского положения в позиционное занимало
25 с, из позиционного в боевое -15-20 с, из крейсерского
в боевое - 48-50 с.
Заложена 29.11.1937 г. на заводе № 198 имени
А.Марти (Черноморский судостроительный) в Николаеве,
спущена на воду 02.09.1939 г., вступила в строй
29.03.1941 г. и 01.05.1941 г., подняв Военно-морской
флаг, вошла в состав ЧФ.
Участвовала в Великой Отечественной войне. С
15 июля по 5 августа 1941 года лодка (капитан
3 ранга Я.М. Хмельницкий) выходила на дозорную
позицию на полпути между Евпаторией и Констанцей.
Следующий поход был (6-19.9.1941) к мысу Шаблер.
7-го лодке представился шанс выйти в атаку на
румынские корабли - через ее позицию проходили
эсминцы "Р. Фердинанд", "Марашти"
и отряд траления (канлодки "Гикулеску",
"Думитреску" и буксир "Бессарабия"
в охранении трех миноносцев). За три часа маневрирования
Хмельницкий упустил эсминцы, но в 14.41 выпустил
одиночную торпеду по "Думитреску". Торпеда
прошла мимо, а миноносцы "Налука" и
"Сборул" сбросили глубинные бомбы -
к счастью для С-34, с некоторых из них румыны
впопыхах забыли снять предохранители. Других встреч
с противником ни в этом, ни в следующем (17-28.10.1941
она занимала позицию у мыса Эмине, которую незадолго
до ее прихода заминировали румыны) походах лодка
не имела.
Очередное крейсерство стало для "эски"
последним. 8 ноября она вышла из Поти, а уже 14-го
на берегу в районе Сизополя были обнаружены тела
двух членов экипажа С-34. Очевидно, лодка подорвалась
на мине, а моряки утонули, пытаясь доплыть до
берега после выхода из затонувшей на мелководье
субмарины. На борту лодки погиб 51 человек.
11.02.1942 г. С-34 была исключена из состава
ВМФ.
|