ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1080/1350 т. Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов. Глубина погружения: рабочая 170
м, предельная 200 м. Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой
353 миль. Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя,
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода Вооружение: 4 носовых + 2
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались
вместо торпед). Экипаж: 52 чел. История: Подводная лодка
пр.613 Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая
массовая в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего
водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ
получил материалы по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой),
имевшей характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал
Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу
над пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии
и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613.
В нём было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости
хода и дальности плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.
Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н.
Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим
от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано
задание на пр.613, а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским
правительством. При разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось
на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость
полного подводного хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых
533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество
запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество
запасных торпед. Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС
"Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское
вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было
снято. По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус
- цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", причем
диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены
сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища,
остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась
при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается
в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого
давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора.
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из
меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные.
Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда
было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной
практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в
кормовой оконечности корабля. Главная энергетическая установка лодки включала
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных
ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и
число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы
линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели
экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные
текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода. Перископы,
РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический
привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной
дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным
в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов
установлены сточные баллоны. Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным
методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить
340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности
постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве
и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей
простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной
из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному
подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект
ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи
и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю. Лодки этого проекта
использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые
из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты. Подводная
лодка "С-348" была заложена 23.01.1956 г. в Горьком на судостроительном
заводе №112 "Красное Сормово" им. А.А.Жданова, заводской номер 185.
Спущена на воду 29.06.1956 г., вступила в строй 30.11.1956 г. 19.07.1957
г. вошла в состав Северного флота. Летом 1966 г. в плавдоке была переведена из
Белого в Азовское море. 31.08.1966 г. вошла в состав Черноморского флота. За
время нахождения в составе Черноморского флота подлодка выполнила 10 боевых служб. 12.06.1984
г. подводная лодка "С-348" была исключена из состава ВМФ в связи со
сдачей в ОФИ для демонтажа и реализации. 17.03.1989 г. при буксировке подлодки
на металл в Одессу буксир "МБ-303" превысил безопасную скорость, в нарушениие
инструкции по буксировке капитан судна развил около 10 узлов, в результате чего
напором воды была отжата крышка торпедного аппарата, и вода через негерметичные
переборки затопила отсеки. Подлодка затонула на траверзе мыса Херсонес на глубине
98 метров. Этой подводной лодкой в разное время командовали: - А.Данилкин;
- А.Гусев; - В.Жучков; - В.Ермолюк; - В.Коржавин. |