ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1330/1730 т. Размеры: длина - 76,8 м, ширина - 7,3 м, осадка - 5,5 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16/13 узлов. Глубина погружения: рабочая
170 м, предельная 200 м. Дальность плавания: над водой 9000 миль, под водой
350 миль. Силовая установка: дизель-электрическая, 2 дизеля 37Д по 2000 л.с.,
два гребных электродвигателя ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электродвигателя экономического
хода ПГ-103 по 50 л.с., 2 вала. Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в
носу, 2 533-мм торпедных аппарата в корме, боезапас 14 торпед. Экипаж: 52
чел. История подлодки: Подводная лодка пр.633 Проектирование
ПЛ пр.633 было начато по Постановлению Совета Министров №1454-808 от 09.08.1955
г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А. Дерибин,
заместителями - А.К. Назаров и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.
Чуфрин. Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим главным размерениям
близка к подлодкам пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует подлодкам
пр.611, в котором форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса
ПЛ в основном подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за
счет надводных характеристик. Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых
размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого стеснения ходовой вахты) - для
уменьшения сопротивления при ходе в подводном положении. Размерения лодки проектировались
с учетом возможности транспортировки по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому
водным путям в плавучих доках. Прочный корпус делится на семь отсеков шестью
водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено следующее основное оборудование.
В первом отсеке (торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные торпеды или
мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный люк, 13 коек для команды, приводы
носовых горизонтальных рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем главного
балласта. Во втором отсеке (аккумуляторном) расположены: одна группа аккумуляторной
батареи и емкости для дистиллированной воды, каюта командира, две двухместные
каюты и кают-компания офицерского состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной,
батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна пресной воды. В третьем отсеке
(центральный пост) расположены: рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская
с аппаратурой, посты управления рулями, погружения и вентиляции, управления дифферентной
системой, станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический регулятор напряжения
и гирокомпас. В трюме центрального поста расположены: пост управления трюмной
системой и главными осушительными насосами, насосная установка системы гидравлики,
аппаратура лага, провизионная кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост,
гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды. Кроме того, в центральном посту
расположены подъемно-мачтовые выдвижные устройства рамочной антенны, антенны ВАН-C,
станции Накат, перископной атаки и зенитный, подъемно-поворотное устройство антенной
станции Флаг. В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены: вторая группа
аккумуляторной батареи и емкости для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик
для рядового и старшинского состава на 20 спальных мест, помещения камбуза и душевой,
три баллона ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного управления дизелями,
а также цистерна чистого масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены: два двигателя
37Д со вспомогательными механизмами и трубопроводами, валопроводы и второй пост
управления дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор, электровентиляторы
общесудовой и батарейной вентиляции, система кондиционирования воздуха, цистерны
циркуляционного и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна грязной
воды. В шестом отсеке (электромоторном ) расположены: два главных гребных
электродвигателя ПГ-101 со щитами управления, два электродвигателя экономического
хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы с муфтами, две трехместные каюты
для старшинского и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна чистого
масла и цистерна грязной воды. В седьмом отсеке (кормовом торпедном) расположены:
торпедные аппараты с трубопроводами, устройство для хранения торпед, входной люк,
четыре подвесных койки, трюмный насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны -
дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна пресной воды. Прочный
корпус сварной, выполнен из стали повышенной прочности марки АК-25. Прочный корпус
длиной 59,4 м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе центрального поста
и 4 900 мм в остальных участках) и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный,
кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного типа, сварной конструкции,
обтекаемой формы. Управление вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится
посредством гидропривода из центрального поста. В качестве резервного средства
управления кормовыми горизонтальными рулями предусмотрен электропривод. Переключение
с гидравлического на электрический привод и управление рулями с помощью электропривода
производится из центрального поста. Предусмотрено управление вертикальным рулем
в режиме надводного хода с мостика, посредством механического привода к манипулятору
в центральном посту. Для обеспечения жизнедеятельности и спасения команды
из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища выгорожены прочными сферическими
переборками, испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости и на 7 кгс/см2 со
стороны выпуклости. Торпедные аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей
выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120 метров, способом шлюзования аппаратов
и способом затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный пост и прочная
рубка, выполненная как шлюзовая камера, обеспечивают выход команды в снаряжении
ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена возможность спасения команды из
кормовой части лодки с помощью специального колокола с глубин до 200 метров, что
является новым по сравнению с предыдущими проектами. Система топлива и замещения
состоит из топливных цистерн полезной емкостью 144,03 м3 и топливно-балластных
цистерн полезной емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные безопасные радиусы
корпусных конструкций ПЛ при взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном
взрыве для прочного корпуса - 1 600 м, для цистерны главного балласта -1 100 -
1 600 м; при воздушном взрыве для цистерны главного балласта - 1 390 - 1 850 м,
для надстройки - 1 900 м. В прочном корпусе расположены 8 торпедных аппаратов
калибра 533 мм. Шесть носовых торпедных аппаратов расположены двумя вертикальными
рядами параллельно диаметральной плоскости подводной лодки, а два кормовых - симметрично
относительно диаметральной плоскости, с том растворения между осями труб 3°. Погрузка
торпед и мин в подлодку осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного
устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта (14 торпед) за 10 часов,
без учета времени подготовки лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного
комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи) равно 9 часам. На ПЛ пр.633
была установлена серийная система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой
ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение торпед по направлению и
характер зигзага) автоматически и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются
в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами управления гироскопическими
приборами (УПМ-Э). Установка глубины хода на гиростатах торпед производится приводом
ПУГ вручную из отсека. Дальности работы ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты
с обтекателями вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные, переменного
шага, диаметром 1,6 метра. Проектом была предусмотрена возможность установки четырехлопастных
гребных винтов. Такие винты были установлены на второй ПЛ пр.633 - С-351 и показали
неудовлетворительные результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека, в тем числе
9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных мест. Головная ПЛ С-350 (зав. N
331) была заложена на стапеле N 3 завода "Красное Сормово" 22.10.1957
г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские ходовые испытания лодка прошла с 22.10
по 20.12.1958 г. Государственные испытания С-350 проведены с 21.12.1958 г. по
31.08.1958 г. на Черном море, а затем продолжены на Северном флоте. Всего
в 1959-1962 годах на заводе "Красное Сормово" было построено 20 подводных
лодок пр.633. По советской документации лодки 633 проекта строились в Китае и
Северной Корее. Шесть ПЛ было поставлено в Египет. две - в Болгарию, две - в Алжир,
и две - в Сирию. Одна из подлок данного проекта (С-350") погибла при взрыве
11 января 1962 года. "С-37" в 1967 году переоборудована по пр.6ЗЗЛ для
исследования обтекаемости корпуса и испытания новых гидроакустических станций.
Черноморские подлодки "С-11" и "С-49" были переоборудованы
в опытовые ПЛ пр.6ЗЗРВ. В носовой части лодки получили надстройку с двумя 650-мм
торпедными аппаратами для испытания новых торпед. Подводная лодка С-36
(заводской №343) была заложена на заводе "Красное Сормово" в Горьком
29.11.1958 г., спущена на воду 27.09.1959 г. Вступила в строй 30.09.1960 г. Первоначально
подлодка 17.12.1960 г. вошла в состав Черноморского флота. Затем подлодка была
перечислена в состав СФ. 13.08.1961 г. прибыла на Северный флот, зачислена в состав
49-й БрПЛ 9-й ЭПЛ (г. Видяево). В 1970 г. участвовала в учениях "Океан"
под руководством ГК ВМФ. В течение 1971-1972 годов дважды успешно выполнила задачи
боевой службы. 11.07.1981 г. в транспортном плавдоке убыла на ЧФ по внутренним
водным путям. 13.08.1981 г. прибыла на ЧФ и вошла в состав 155-й бригады 14-й
дивизии подводных лодок ЧФ. В октябре 1984 г. при переходе из района боевой
подготовки в базу в штормовую погоду "С-36" утеряла кормовой аварийно-спасательный
буй вместе с дополнительным креплением. После этого ЧП "С-36" встала
в средний ремонт в судоремонтный завод №13 для подготовки к отправке в Болгарию. 16.12.1986
г. она была была исключена из состава ВМФ СССР в связи с продажей Болгарии. Вошла
в состав 8-го дивизиона подводных лодок ВМС НРБ с базированием в порту Варна. В
болгарских ВМС получила название "Слава" (бортовой №84). Это была уже
четвертая подлодка данного проекта, переданная Болгарии. В 1998 г. штатные аккумуляторы
на подлодке были заменены на аккумуляторные батареи VARTA - 2 группы по 112 элементов.
По состоянию на конец 2007 года была в строю, с возможностью погружений до 50
м. 01.11.2011 г. на подводной лодке был торжественно спущен флаг ВМС НРБ.
Лодку исключили из состава ВМС и передали властям Варны для превращения в музей.18.08.2020
г., в день 66-й годовщины создания 8-го дивизиона подводных лодок Республики Болгария,
открылся музей "Слава" подводных лодок проекта 633. Этой подводной
лодкой в разное время командовали: - В.Саломатин; - Г.Серебрянский. |