ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1080/1350 т. Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов. Глубина погружения: рабочая 170
м, предельная 200 м. Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой
353 миль. Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя,
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода Вооружение: 4 носовых + 2
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка
СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка
2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято). Экипаж:
52 чел. История: Подводная лодка пр.613С Первой послевоенной
дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка
пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, разрабатывавшегося
в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы по немецкой ПЛ
U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей характеристики,
близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. Кузнецов принял
решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над пр.608. В январе
1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), Главком ВМФ
утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было предложено
изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности плавания
при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн. Проектирование поручили
ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов,
а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен капитан 2
ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, а 15.08.1948
г. технический проект был утвержден Советским правительством. При разработке теоретических
чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких ходовых качеств в подводном
положении. В результате, скорость полного подводного хода увеличилась до 13 узлов.
Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых 533-мм
торпедных аппарата. Количество запасных торпед к носовым ТА было доведено до 6,
что и являлось их общим количество запасных торпед. Основными средствами обнаружения
в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально
размещалось артиллерийское вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ
и одного спаренного 25-мм автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со
всех подлодок пр.613 было снято. По конструкции это была двухкорпусная
подводная лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен
на 7 отсеков, в районе аккумуляторных батарей сформирован из двух сопряженных
цилиндров, образующих "восьмерку", причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра
верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками, рассчитанными
на давление 10 кг/см2 и образуют отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны
на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась при затоплении одного отсека
и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10 цистерн главного
балласта, размещенных в легком корпусе. Воздух высокого давления размещался в
22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. Первоначально воздушные
трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из меди, но они сильно корродировали
и их впоследствии заменили на красномедные. Первоначально в носовой оконечности
располагалась цистерна плавучести, но, когда было демонтировано артиллерийское
вооружение ее убрали. Впервые в отечественной практике подводного кораблестроения
был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой оконечности корабля. Главная
энергетическая установка лодки включала двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению
с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой
мощности имели меньшие вес, габариты и число цилиндров. Имелось также устройство
РДП (работы дизеля под водой) с шахтой и поплавковым клапаном, впервые в советском
подводном кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались на звукоизолирующих
амортизаторах. Электродвигатели экономического хода передали вращение на гребные
валы через эластичные и бесшумные текстропные передачи и фрикционные муфты экономического
хода. Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных
аппаратов имели гидравлический привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках
применялась система бесшумной дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы
с выхлопом в воду, направленным в корму (использование отсасывающего эффекта потока
забортной воды), для гальюнов установлены сточные баллоны. Лодки пр. 613
строились поточно-позиционным методом с широким использованием автоматической
сварки. Всего предполагалось построить 340 подлодок этого проекта, фактически
построено 215 (что составило рекорд в серийности постройки в отечественном ВМФ)
и, в свое время, они составляли основу советских подводных сип. Несмотря на некоторые
недостатки, эта достаточно простая в устройстве и надежная дизельная подводная
лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев даже
примитивности оборудования она оказалась одной из самых малошумных подлодок ВМФ
СССР. Именно проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению первый
международный успех: это первый русский проект ПЛ, реализованный за рубежом. В
1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи и техническая документация
на ДПЛ пр.613 передали Китаю. Лодки этого проекта использовались для проведения
натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые из них получили на вооружение
крылатые и баллистические ракеты. Подводная лодка "С-43" была
заложена 27.06.1950 г. в Горький на «Красное Сормово им. А.А. Жданова» (зав. №802),
заводской номер 414. Спущена на воду 31.12.1950 г., вступила в строй Северного
флота 29.12.1952 г. В 1954 г. вначале была перечислена в состав Балтийского,
а затем - Черноморского флота. Уже в 1957 г. по постановлению правительства
начались проектные проработки переоборудования средней подлодки проекта 613 для
испытаний этих опытных спасательных устройств в натурных условиях. Документацию
на переоборудование разработало ЦКБ-112 (позже ЦКБ "Лазурит", главный
конструктор С.Н. Якимовский) при помощи сотрудников государственного НИИ-40 МО
РФ под руководством В.Л. Зарембовского. В 1958-1960 гг. подлодка "С-43"
была модернизирована по пр.613С в Горьком на ССЗ «Красное Сормово им. А.А. Жданова»
для испытаний всплывающей спасательной камеры (ВСК). Опытное комбинированное
спасательное устройство (КСУ) состояло из вертикальной шлюзовой шахты диаметром
1200 мм, врезанного в переборку прочного корпуса между I и II отсеками по диаметральной
плоскости и снабженной сверху на уровне палубы надстройки крышкой диаметром 1200
мм и на ней второй крышкой диаметром 650 мм. Из I и II отсеков на уровне
жилой палубы в шахту были врезаны прочные двери, для входа в нее из отсеков. В
шахте ниже входных дверей, размещена всплывающая камера на одного человека, под
которой расположена грузовая лебедка, трос от которой закреплен за нижнее днище
камеры. После принятия решения о спасении подводники в снаряжении ИСП по одному
входят в шлюзовую камеру, а там в всплывающую камеру. Затем шлюзовая камера заполняется
водой, отдраивается верхняя крышка диаметром 1200 мм и всплывающая камера, е человеком,
за счет собственной плавучести на тросе, протравливаемом с лебедки, всплывает,
после чего подводник отдраивает крышку и выходит на поверхность воды, а камера
втягивается в шлюзовую шахту лодки. Вода из нее стравливается в трюм подводной
лодки. Аналогично первому подводнику по одному последовательно выходят все, включая
последнего. КСУ могло быть использовано также и для спасения традиционным
"мокрым" способом, но буйрепу, без выпуска всплывающей камеры, что и
определило название устройства комбинированным. В 1961 г. были произведены
успешные испытания, которые подтвердили эффективность новых спасательных устройств
и позволили рекомендовать их для внедрения на строящиеся и проектируемые подводные
лодки. В дальнейшем подлодка использовалась для тренировки личного состава в проведении
спасательных операций. В 1961 г. была перечислена в состав Северного флота,
а уже в 1962 г. вернулась в состав Черноморского флота. В 1958-1960 гг.
подлодка была дооборудована в Севастополе на "Севморзаводе" для использования
новых ВСК. Входила в состав 14-й дипл с базированием на Феодосию. 25.10.1973
г. подлодка "С-43" была исключена из состава флота и сдана на слом.
Разделана на металл в Инкермане. Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Ю. Орлов; - Лапотников Олег Павлович. |