ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1157/1467
т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка
- 5,4 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16/10 узлов.
Дальность плавания: над водой 5000 миль при 8
узлах, под водой 260 миль при 2 узлах.
Силовая установка: 2 дизеля 37Д по 2000 л.с.,
2 электромотора ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электромотора
экономического хода ПГ-103 по 50 л.с.
Вооружение: 4 носовых 533-мм торпедных аппарата
(4 торпеды), 2 пусковых установки крылатых ракет
"П-5".
Глубина погружения: рабочая - 170 м., предельная
- 200 м.
Экипаж: 58 человек.
История подлодки:
Подводная лодка пр.644
Работы по созданию в СССР баллистических и крылатых
ракет велись парралельно. Над созданием КР работали
КБ возглавляемые Г.М. Бериевым и В.Н. Челомеем.Причем
бюро возглавляемое Бериевым пошло по пути, сходным
с американским. То есть создавало ракету ангарного
хранения, которую следовало перед пуском выкатывать
из ангара, раскрывать крылья и лишь после этого
был возможен запуск. Для крылатых ракет такого
типа (П-10) предпологалось переоборудовать большие
ДПЛ пр.611. Бюро же возглавляемое Челомеем предложило
размещать ракету в специальном контейнере из которого
и осуществлялся бы пуск. Старт происходил при
помощи пороховых ускорителей а крылья автоматически
раскрывались в полёте. В качестве носителя должны
были использоваться торпедные ДПЛ пр.613.
Крылатая ракета П-5 предназначалась для стрельбы
по береговым целям и явилась первой отечественно
стратегической КР (СКР). Поскольку она имела турбореактивный
двигатель, запуск был возможен только из надводного
положения. Причем перед стартом двигатель необходимо
было запустить и вывести на рабочий режим. Дальность
стрельбы составляла около 300 км.
Испытания крылатой ракеты "П-5" проводились
на опытовой подлодке пр.613 "С-146"
и были завершены к 1959 году. А уже к концу 1960
года в составе ВМФ СССР было шесть подводных лодок
пр.644 переоборудованных из пр.613. Это были первые
отечественные подводные лодки с крылатыми ракетами.
В соответствии с проектом разработанным ЦКБ-18
(рабочие чертежи выпущены горьковским ЦКБ-112,
ныне ОАО "Лазурит") переоборудование
подлодок пр.613 происходило без изменения прочного
корпуса лодки. Это было достигнуто за счет демонтажа
кормовых торпедных аппаратов, снятия запасных
торпед носовых торпедных аппаратов и перекомпоновки
помещений в носовых отсеках. Крылатые ракеты размещались
в двух прочных контейнерах установленных на палубе
надстройки за ограждением рубки, парралельно друг
другу.
Целеуказание ракетам осуществлялось при помощи
навигационного комплекса "Север-Н-644"
и астронавигационного перископа "Лира."
На лодке так же установили систему управления
ракетной стрельбой "Север-А644У" и другое
оборудование, системы и устройства обслуживающие
ракетный комплекс а также цистерны замещения ракет.
В междубортном пространстве была установлена прочная
аварийная баластная цистерна , обеспечивающая
погружение, плавание в подводном положение и всплытие
аварийной подлодки с одним затопленным ракетным
контейнером. Для повышения поперечной остойчивости
лодки с высоко расположенными ракетными контейнерами,
в киль корабля из надстройки были перенесены балоны
ВВД, а твердый баласт размещен в доковом киле.
В результате модернизации увеличилась ширина корабля
(за счет легкого корпуса), удлиненно ограждение
рубки и изменена надстройка.
Вооружение подлодки состояло из двух крылатых
ракет "П-5", расположенных в двух внешних
ракетных контейнерах и четырех носовых 533-мм
торпедных аппаратов.
Посколько крылатые ракеты хранились полностью
готовыми к стрельбе, в контейнерах поддерживался
особый микроклимат. Стрельба ракетами осуществлялась
из надводного положения подлодки при поднятых
на 15 градусов к горизонту ракетных контейнеров
с открытыми крышками. Пуск производился в корму
лодки, т.е. в сторону кормы, при этом стрельба
залпом не предусматривалась, и при старте первой
ракеты вторая находилась в закрытом контейнере.
Согласно проекту стрельба должна была осуществляться
при волнении на море до 6 баллов, скорости ветра
до 10 м/сек и скорости лодки до 15 узлов. Однако
при испытаниях было установлено, что из-за заливаемости
контейнеров ракетная стрельба с этих подлодок
возможна при волнении моря лишь до 3 баллов и
скорости лодки не более 6 узлов.
Все ракетные лодки в 1960-1980-х годах не реже,
чем один раз в год, проводили ракетные стрельбы.
Следует заметить, что в ракете "П-5Д"
за счет применения высокоточного радиовысотомера
РВ-5М удалось снизить высоту полета ракеты с 400
м (у первых образцов "П-5") до 250 м,
что с учетом сверхзвуковой скорости и малого полетного
времени (10-20 минут) затрудняло ее перехват.
Мощность специальной боевой части у ракеты "П-5"
составляла 200 килотонн, а позже она была доведена
до 650 килотонн. Таким образом, на Черном море
подводные лодки с ракетами "П-5" являлись
весьма грозным оружием и могли успешно поразить
любые объекты на территории Турции.
Стрельба ракетным комплексом подводными лодками
этого типа на ЧФ осуществлялась не менее одного
раза в год, вплоть до 1980 года (стрельба двумя
крылатыми ракетами дпл "С-158" на приз
главкома ВМФ). Лодки пр.644 постоянно выходили
на боевые службы в Черное море, не выходя при
этом в Средиземное, где несли боевую службу подводные
лодки Балтийского и Северного флотов.
Подводная лодка "С-46" (заводской №805)
была заложена 27.03.1951 г. на судостроительном
заводе "Красное Сормово" им.А.А.Жданова
в г.Горьком (Нижний Новгород) по пр.613, спущена
на воду 09.08.1951 г., введена в строй 30.12.1952
г.
В 1960 году подводная лодка "С-46"
была переоборудована по пр.644 в носитель крылатых
ракет "П-5".
Переход на Черное море после модернизации в ноябре
1960 г. подлодка "С-46", а так же однотипная
с ней подлодка "С-69" осуществили в
транспортных доках по внутренним водным путям.
Первоначально "С-46" и "С-69"
были введены в состав 153-й бригады подводных
лодок, где они прошли заводский и государственные
испытания, а затем они были переданы в состав
155-й Констанцкойордена Ушакова I степени бригады
подводных лодок, с базированием на Балаклаву.
Они явились первыми ракетными подводными лодками
Черноморского флота.
После формирования 30 марта 1967 года 14-й дивизии
подводных лодок "С-46" вошла в её состав
вместе с другими ракетными лодками 155-й бригады
подводных лодок: "С-69" и "С-162".
В августе 1968 года в связи с событиями в Чехословакии
в западной части Черного моря была развернута
группа из трех подлодок - "С-46", "С-74"
и "С-243". Осенью того же года на флоте
впервые успешно была выполнена совместная ракетная
стрельба подводными лодками "С-46" и
"С-69".
7 февраля 1969 года подводная лодка "С-69"
участвовала в специальном учении по определению
боевых возможностей ракетоносца по нанесению ракетного
удара в минимально короткий срок. В этом выходе
подлодки участвовал и новый командующий ЧФ - вице-адмирал
В.Сысоев.
Впоследствии подлодка была передана в состав
131-го дивизиона подводных лодок 66-й бригады
кораблей ОВРа с базированием на Одессу. 1 марта
1975 года 131-й днпл был выведен из её состава
и включен в 14-ю дивизию без изменеия дислокации.
При этом подводная лодка "С-46" числилась
как находившаяся в строю, в отличии от остальных
13 дпл, находившихся в консервации в этом дивизионе.
28.06.1977 г. была исключена из состава флота
и передана ОФИ. Впоследствии была разделана на
металл в Инкермане.
Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Э.Геек.
|