ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1330/1729 т. Размеры: длина - 76,6 м, ширина - 6,7 м, осадка - 4,6 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 15,3/13 узлов. Глубина погружения: рабочая
- 240 м, предельная - 300 м. Дальность плавания: над водой 7400 миль при
9,2 узлах или 2400 миль при 15,2 узлах, при движении под РДП 4500 миль при 8 узлах,
под водой 350 миль при 2 узлах или 13 миль при 13 узлах. Силовая установка:
дизель-электрическая, 2х2000 л.с., дизели 37Д, 2х1350 л.с., электродвигатели ПГ-101,
2 ВФШ в насадках, 2х50 л.с., электродвигатели ПГ-103 Вооружение: 6 533-мм
торпедных аппаратов в носу, 2 533-мм торпедных аппарата в корме, 14 торпед. +
2 650-мм торпедных аппарата, 2 ПЛУР или торпеды калибра 650-мм. Экипаж: 52
чел. История подлодки: Подводная лодка пр.633РВ Проектирование
подводной лодки проекта 633 было начато по Постановлению СМ №1454-808 от 9.08.1955
г. Проектирование велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта был З.А.Дерибин,
заместителями - А.К.Назаров и Е.В.Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был И.И.Чуфрин.
В апреле 1955 г. предэскизные проработки проекта были закончены и представлены
на рассмотрение в двух вариантах: один по ТТЗ, выданному УК ВМФ, а второй "инициативный"
(И-633) с улучшенными ТТЭ. Проработки получили одобрение руководства ВМФ и МСП.
Как отмечено в заключении УК ВМФ при рассмотрении предэскизных проработок в мае
1955 г., "предложенный вариант является совершенно новым проектом средней ПЛ".
Применительно к этому варианту пересмотрели и ТТЗ. Технический проект ПЛ
проекта 633 был утвержден постановлением СМ №1117-580 от 15 августа 1956 года.
Подводная лодка проекта 633 двухкорпусная, по своим главным размерениям близка
к ПЛ пр.613, по характеру же обводов наиболее соответствует ПЛ пр.611, в котором
форма миделевого сечения приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в основном
подчинены обеспечению большей ходкости в подводном положении за счет надводных
характеристик. Подводная лодка С-49 (заводской №364) была заложена на заводе
"Красное Сормово" в Горьком 29.03.1961 г., спущена на воду 27.07.61
г. Вступила в строй 31.12.1961 г. 16.01.1962 г. принята в состав Черноморского
флота. 02.08.1962 г. прибыла на Северный флот, и 22.08.1962 г. перечислена в состав
Северного флота. Зачислена в состав 96-й БПЛ 4-й ЭПЛ (г. Полярный). 15.08.1969
г. вновь перечислена в состав Черноморского флота. К тому времени в была
начата разработка противолодочных комплексов "Водопад" и "Ветер",
предназначенных для ВМФ. Комплекс "Водопад" представлял собой
твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата калибра 533 мм.
Руководство ВМФ заставило разработчиков комплекса использовать уже состоявшие
на вооружении 533-мм торпедные аппараты. В свою очередь жесткие габаритные ограничения
сказались на тактико-технических характеристиках ракеты. В комплексе "Водопад"
использовались два варианте боевой части - 400-мм малогабаритная торпедная УМГТ-1
и ядерный заряд. Ракета выходила из воды под углом, корректировалась в
полете бортовой инерциальной системой, затем в заданной точке происходило отделение
торпеды (либо специальной боевой части), которая на парашюте сбрасывалась в воду.
Парашют при этом отстреливался у поверхности воды. Поиск лодки торпеда производила
с помощью головки самонаведения. Малогабаритная противолодочная электрическая
торпеда УМГТ-1 имеет скорость 41 узел, дальность хода 8 км, глубину хода до 500
м. Акустическая активно-пассивная система самонаведения торпеды имеет радиус реагирования
по активному каналу 1500 м. В качестве источника электроэнергии в торпеде УМГТ-1
принята серебряно-магниевая батарея, активируемая морской водой. Максимальная
дальность стрельбы комплекса "Водопад" - 37км. Комплекс "Ветер"
представляет собой твердотопливную ракету, выстреливаемую из торпедного аппарата
калибра 65 см. Длина ракеты 11 м, диаметр корпуса - около 650 мм. Ракета комплекса
"Ветер" имеет те же два варианта боевой части, что и комплекс "Водопад",
т.е. торпеду УМГТ-1 и ядерную боевую часть. Комплекс "Ветер" обладает
более мощной ракетой, чем комплекс "Водопад", поэтому имеет в два раза
большую дальность и глубину старта. Головным разработчиком комплексов "Водопад"
и "Ветер" выступало ОКБ "Новатор" Минавиапрома (бывшее ОКБ-9).
Начальником бюро и главным конструктором был Л. В. Люльев. Торпеда создавалась
в НПО "Уран" Минсудпрома (главный конструктор торпеды В. А. Левин).
Бортовая аппаратура ракет разрабатывалась в НИИ-25 Минавиапрома (начальник и главный
конструктор А. С. Абрамов). Для испытания обоих комплексов на заводе №
444 по чертежам, разработанным СПМБМ ''Малахит" в разное время были переоборудованы
две подводные лодки С-11 и С-49 из проекта 633 в проект 633РВ. В носовой
части лодки получили надстройку с двумя 650-мм торпедными аппаратами для испытания
новых торпед для отработки системы стрельбы из ТА калибра 650-мм новыми образцами
торпед. Подводная лодка С-49 прошла ремонт и модернизацию в период c сентября
1970 г. по 1972 г. При этом водоизмещение подводной лодки увеличилось до 1350
т в надводном и до 1810 т в подводном положении, а длина - до 78 м. Её 533-мм
торпедные аппараты соответствовали серийным на атомных подводных лодках проекта
671, а 650-мм - аппаратам на лодках проекта 671РТ. Кроме того, казенные части
верхних аппаратов калибра 650 мм были вставлены в прочную герметичную камеру,
что обеспечивало надежную работу агрегата АЭРВД-100, предназначенного для ввода
данных в ракету. В соответствии с технической документацией эти ТА называются
ПУ ракетоторпед. В отличие от штатных ТА они имеют прорези в обтюрирующих кольцах
для прохода продольного кабеля ПЛУР, дополнительные фигурные направляющие дорожки
для снятия предохранителя запуска двигателя, кабельный разъем, вмонтированный
в крышку ПУ для предстартовой проверки ПЛУР и введения в их БСУ необходимых данных.
Выход ПЛУР из ПУ такой же, как и торпед из ТА. В носовом отсеке демонтировали
часть стеллажей для запасных торпед, АПП ПЛУР и установили контрольно-измерительную
аппаратуру. Кроме того, было усовершенствовано гидроакустическое вооружение. На
неё в дальнейшем проводились заводские, летно-конструкторские и государственные
испытания комплексов, а также серийных ракет после приемки их на вооружение. Находилась
в составе 475-й дивизиона подводных лодок с базированием на Феодосию. 24.06.1991
г. была отнесена к подклассу опытовых подводных лодок, с переименованием в СС-49.
10.07.1995 г. подводная лодка С-49 была исключена из состава ВМФ, и 31.10.1995
г. расформирована. В этом же году была переоборудована в плавучую зарядовую станцию
и переименована в ПЗС-50, базировалась на Южную бухту Севастополя. 01.11.2019
г. плавучая зарядовая станция ПЗС-50 была исключена из состава флота. В
начале 2021 г. было принято решение о передаче подводной лодки в состав экспозиции
Балаклавского подземного музейного комплекса. 23.08.2021 г. подлодка была поставлена
в сухой Северный док в Севастополе для ремонта и конвертации в музейный экспонат,
откуда она была выведена 08.11.2021 г. 12.11.2021 г. подводная лодка С-49
была отбуксирована флотскими буксирами в Балаклаву в музейный комплекс к месту
своей последней стоянки. В настоящее время подводная лодка находится в экспозиции
Балаклавского подземного музейного комплекса, и оступна к посещению. Этой
подводной лодкой командовали: - Патрушев Юрий Николаевич; - капитан 2 ранга
Сивак Анатолий Евгеньевич; - Чернышёв В.А.; - капитан 2 ранга Синичкин Николай
Николаевич; - капитан 2 ранга Стасюкевич Геннадий Николаевич; - капитан
2 ранга Коновалов Валерий Васильевич; - капитан 2 ранга Харченко Владимир Викторович; -
капитан 3 ранга Гаврилов Юрий Борисович; - мичман Трифонов Сергей Анатольевич. |