ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1330/1730
т.
Размеры: длина - 76,8 м, ширина - 7,3 м, осадка
- 5,5 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 16/13 узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная
200 м.
Дальность плавания: над водой 9000 миль, под водой
350 миль.
Силовая установка: дизель-электрическая, 2 дизеля
37Д по 2000 л.с., два гребных электродвигателя
ПГ-101 по 1350 л.с., 2 электродвигателя экономического
хода ПГ-103 по 50 л.с., 2 вала.
Вооружение: 6 533-мм торпедных аппаратов в носу,
2 533-мм торпедных аппарата в корме, боезапас
14 торпед.
Экипаж: 52 чел.
История подлодки:
Подводная лодка пр.633
Проектирование ПЛ пр.633 было начато по Постановлению
Совета Министров №1454-808 от 09.08.1955 г. Проектирование
велось в ЦКБ-112, главным конструктором проекта
был З.А. Дерибин, заместителями - А.К. Назаров
и Е.В. Крылов, главным наблюдающим от ВМФ был
И.И. Чуфрин.
Подводная лодка пр.633 двухкорпусная, по своим
главным размерениям близка к подлодкам пр.613,
по характеру же обводов наиболее соответствует
подлодкам пр.611, в котором форма миделевого сечения
приближается к окружности. Обводы корпуса ПЛ в
основном подчинены обеспечению большей ходкости
в подводном положении за счет надводных характеристик.
Рубка и ее ограждение выполнены относительно малых
размеров и обтекаемой формы (за счет некоторого
стеснения ходовой вахты) - для уменьшения сопротивления
при ходе в подводном положении. Размерения лодки
проектировались с учетом возможности транспортировки
по Волго-Балтийскому, Волго-Донскому и Беломорско-Балтийскому
водным путям в плавучих доках.
Прочный корпус делится на семь отсеков шестью
водонепроницаемыми переборками. В отсеках ПЛ размещено
следующее основное оборудование. В первом отсеке
(торпедном) расположены торпедные аппараты, запасные
торпеды или мины на специальных стеллажах, торпедопогрузочный
люк, 13 коек для команды, приводы носовых горизонтальных
рулей и шпиля, пост аварийного продувания систем
главного балласта. Во втором отсеке (аккумуляторном)
расположены: одна группа аккумуляторной батареи
и емкости для дистиллированной воды, каюта командира,
две двухместные каюты и кают-компания офицерского
состава, рубка радиосвязи, помещение умывальной,
батарейный автомат, 5 баллонов ВВД и цистерна
пресной воды.
В третьем отсеке (центральный пост) расположены:
рубки радиолокации, гидроакустики и штурманская
с аппаратурой, посты управления рулями, погружения
и вентиляции, управления дифферентной системой,
станции ВВД и ВСД, аппаратура ПУТС, автоматический
регулятор напряжения и гирокомпас. В трюме центрального
поста расположены: пост управления трюмной системой
и главными осушительными насосами, насосная установка
системы гидравлики, аппаратура лага, провизионная
кладовая с рефрижераторной установкой, шифр-пост,
гальюн, цистерны пресной воды и грязной воды.
Кроме того, в центральном посту расположены подъемно-мачтовые
выдвижные устройства рамочной антенны, антенны
ВАН-C, станции Накат, перископной атаки и зенитный,
подъемно-поворотное устройство антенной станции
Флаг.
В четвертом отсеке (аккумуляторном) размещены:
вторая группа аккумуляторной батареи и емкости
для дистиллированной воды, кают-компания и кубрик
для рядового и старшинского состава на 20 спальных
мест, помещения камбуза и душевой, три баллона
ВВД, батарейный автомат и пульт дистанционного
управления дизелями, а также цистерна чистого
масла. В пятом отсеке (дизельном) расположены:
два двигателя 37Д со вспомогательными механизмами
и трубопроводами, валопроводы и второй пост управления
дизелями. Кроме того, в отсеке расположены; электрокомпрессор,
электровентиляторы общесудовой и батарейной вентиляции,
система кондиционирования воздуха, цистерны циркуляционного
и чистого масла, цистерна сточного топлива и цистерна
грязной воды.
В шестом отсеке (электромоторном ) расположены:
два главных гребных электродвигателя ПГ-101 со
щитами управления, два электродвигателя экономического
хода ПГ-103 и щит управления ими, валопроводы
с муфтами, две трехместные каюты для старшинского
и рядового состава, сточный баллон гальюна, цистерна
чистого масла и цистерна грязной воды. В седьмом
отсеке (кормовом торпедном) расположены: торпедные
аппараты с трубопроводами, устройство для хранения
торпед, входной люк, четыре подвесных койки, трюмный
насос 2П-1 и гальюн с умывальником, цистерны -
дифферентная и кольцевого зазора, а также цистерна
пресной воды.
Прочный корпус сварной, выполнен из стали повышенной
прочности марки АК-25. Прочный корпус длиной 59,4
м состоит из цилиндров (диаметром 5 300 мм в районе
центрального поста и 4 900 мм в остальных участках)
и усеченных конусов в концевых отсеках. Вертикальный,
кормовые и носовые горизонтальные рули балансирного
типа, сварной конструкции, обтекаемой формы. Управление
вертикальным рулем и горизонтальными рулями производится
посредством гидропривода из центрального поста.
В качестве резервного средства управления кормовыми
горизонтальными рулями предусмотрен электропривод.
Переключение с гидравлического на электрический
привод и управление рулями с помощью электропривода
производится из центрального поста. Предусмотрено
управление вертикальным рулем в режиме надводного
хода с мостика, посредством механического привода
к манипулятору в центральном посту.
Для обеспечения жизнедеятельности и спасения
команды из затонувшей ПЛ, на последней три отсека-убежища
выгорожены прочными сферическими переборками,
испытанными на 20 кгс/см2 со стороны вогнутости
и на 7 кгс/см2 со стороны выпуклости. Торпедные
аппараты оборудованы специальной системой, обеспечивающей
выход команды в снаряжении ИСП с глубин до 120
метров, способом шлюзования аппаратов и способом
затопления отсека с глубины до 100 метров. Центральный
пост и прочная рубка, выполненная как шлюзовая
камера, обеспечивают выход команды в снаряжении
ИСП с глубин до 100 метров. На лодке обеспечена
возможность спасения команды из кормовой части
лодки с помощью специального колокола с глубин
до 200 метров, что является новым по сравнению
с предыдущими проектами. Система топлива и замещения
состоит из топливных цистерн полезной емкостью
144,03 м3 и топливно-балластных цистерн полезной
емкостью 155,12 м3. Согласно проекту расчетные
безопасные радиусы корпусных конструкций ПЛ при
взрывах атомной бомбы среднего калибра: при подводном
взрыве для прочного корпуса - 1 600 м, для цистерны
главного балласта -1 100 - 1 600 м; при воздушном
взрыве для цистерны главного балласта - 1 390
- 1 850 м, для надстройки - 1 900 м. В прочном
корпусе расположены 8 торпедных аппаратов калибра
533 мм.
Шесть носовых торпедных аппаратов расположены
двумя вертикальными рядами параллельно диаметральной
плоскости подводной лодки, а два кормовых - симметрично
относительно диаметральной плоскости, с том растворения
между осями труб 3°. Погрузка торпед и мин в подлодку
осуществляется при помощи торпедно-минно-погрузочного
устройства, обеспечивающего погрузку полного комплекта
(14 торпед) за 10 часов, без учета времени подготовки
лодки к приему боезапаса. Время погрузки полного
комплекта мин (28-16 мин в аппраты и 12 в стеллажи)
равно 9 часам. На ПЛ пр.633 была установлена серийная
система ПУТС Ленинград-633. Вырабатываемые системой
ПУТС Ленинград-633 данные торпедной стрельбы (движение
торпед по направлению и характер зигзага) автоматически
и непрерывно передаются в торпедные отсеки и устанавливаются
в торпеды, находящиеся в трубах аппаратов, приводами
управления гироскопическими приборами (УПМ-Э).
Установка глубины хода на гиростатах торпед производится
приводом ПУГ вручную из отсека. Дальности работы
ПУТС до 100 каб (18,5 км). Гребные винты с обтекателями
вращаются в насадках. Винты шестилопастные, малошумные,
переменного шага, диаметром 1,6 метра. Проектом
была предусмотрена возможность установки четырехлопастных
гребных винтов. Такие винты были установлены на
второй ПЛ пр.633 - С-351 и показали неудовлетворительные
результаты. Экипаж лодки по штату - 52 человека,
в тем числе 9 офицеров. Всего на корабле 55 спальных
мест.
Головная ПЛ С-350 (зав. N 331) была заложена
на стапеле N 3 завода "Красное Сормово"
22.10.1957 г., спущена на воду 30.05.1958 г. Заводские
ходовые испытания лодка прошла с 22.10 по 20.12.1958
г. Государственные испытания С-350 проведены с
21.12.1958 г. по 31.08.1958 г. на Черном море,
а затем продолжены на Северном флоте.
Всего в 1959-1962 годах на заводе "Красное
Сормово" было построено 20 подводных лодок
пр.633. По советской документации лодки 633 проекта
строились в Китае и Северной Корее. Шесть ПЛ было
поставлено в Египет, две - в Болгарию, две - в
Алжир, и две - в Сирию. Одна из подлок данного
проекта ("С-350") погибла при взрыве
11 января 1962 года. "С-37" в 1967 году
переоборудована по пр.6ЗЗЛ для исследования обтекаемости
корпуса и испытания новых гидроакустических станций.
Черноморские подлодки "С-11" и "С-49"
были переоборудованы в опытовые ПЛ пр.633РВ. В
носовой части лодки получили надстройку с двумя
650-мм торпедными аппаратами для испытания новых
торпед.
На настоящее время на постсоветском пространстве
из всех подводных лодок данного проекта осталась
лишь одна ПЛ - черноморская "С-49",
переоборудованная в плавучую зарядовую станцию
"ПСЗ-50".
Подводная лодка "С-57" (заводской номер
365) была заложена на заводе "Красное Сормово"
в Горьком 23.05.1961 г., спущена на воду 20.08.1961
г. Вступила в строй 27.12.1961 г.
Подлодка вошла в состав Северного флота. Зачислена
в состав 46-й БрПЛ 9-й ЭПЛ (г. Видяево). В 1970
г. участвовала в маневрах "Океан".
В 1970 году по внутренним водным путям была перебазирована
на Черное море. 14.07.1970 г. была перечислена
в состав Черноморского флота.
На ЧФ в период 1970-72 гг. прошла средний ремонт
на Севморзаводе. В 1972 г. совершила переход из
Севастополя в Варну (Болгария), и передана ВМС
Болгарии.
05.02.1973 г. была исключена из состава ВМФ СССР
в связи с передачей Болгарии.
Этой подводной лодкой в разное время командовали:
- Л.Троянов;
- Е.Зяблов.
|