ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350
т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка
- 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,3/13,1
узлов.
Глубина погружения: рабочая 170 м, предельная
200 м.
Дальность плавания: под водой 353 миль, над водой
13000 миль.
Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350
л.с. гребных электродвигателя, 2х50 л.с. электродвигателя
экономического хода
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная
зенитная артиллерийская установка СМ-24-ЗИФ, 1х2
25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская
установка 2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское
вооружение было снято).
Экипаж: 52 чел.
ТТД после модернизации по пр.666:
Водоизмещение (надводное/подводное): 1080/1350
т.
Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,3 м, осадка
- 4,55 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 18,2/13,1
узлов.
Запас плавучести, %: 27
Начальная метацентрическая высота, м: 0,38
Глубина погружения, рабочая/предельная: 170/200
м.
Глубина погружения, м: 125
Глубина водолазных работ, м: 100
Экипаж: 57 чел.
История подлодки:
Подводная лодка проекта 613 (проекта 666)
Первой послевоенной дизель-электрической подводной
лодкой стала самая массовая в ВМФ СССР подлодка
пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего
водоизмещения, разрабатывавшегося в 1942-1944г.
В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе
и затем поднятой), имевшей характеристики, близкие
к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал
Н.Г. Кузнецов принял решение прекратить, до изучения
материалов по U-250, работу над пр.608. В январе
1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250,
XXI серии и т.д.), Главком ВМФ утвердил задание
на проектирование подлодки проекта 613. В нём
было предложено изменить ТТХ по проекту 608 в
сторону увеличения скорости хода и дальности плавания
при увеличении стандартного водоизмещения до 800
тонн.
Проектирование поручили ЦКБ-18, а главным конструктором
был назначен В.Н. Перегудов, затем - Я.Е. Евграфов,
а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим
от ВМФ был назначен капитан 2 ранга Л.И.Климов.
В августе 1946 года было выдано задание на пр.613,
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден
Советским правительством. При разработке теоретических
чертежей особое внимание обращалось на обеспечение
высоких ходовых качеств в подводном положении.
В результате, скорость полного подводного хода
увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре
носовых 533-мм торпедных аппарата и два кормоаых
533-мм торпедных аппарата. Количество запасных
торпед к носовым ТА было доведено до 6, что и
являлось их общим количество запасных торпед.
Основными средствами обнаружения в подводном положении
были ГАС "Тамир-5Л" и ГАС шумопеленгования
"Феникс". Первоначально размещалось
артиллерийское вооружение из одного спаренного
57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение
со всех подлодок пр.613 было снято.
По конструкции это была двухкорпусная подводная
лодка. Прочный корпус - цельносварной, с наружными
шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров,
образующих "восьмерку", причем диаметр
нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й,
3-й и 7-й отсеки отделены сферическими переборками,
рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны
на давление 1 кг/см2. Непотопляемость обеспечивалась
при затоплении одного отсека и двух смежных к
нему ЦГБ одного борта. Балласт принимается в 10
цистерн главного балласта, размещенных в легком
корпусе. Воздух высокого давления размещался в
22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора.
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными,
с внутренним покрытием из меди, но они сильно
корродировали и их впоследствии заменили на красномедные.
Первоначально в носовой оконечности располагалась
цистерна плавучести, но, когда было демонтировано
артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в
отечественной практике подводного кораблестроения
был применен горизонтальный стабилизатор в кормовой
оконечности корабля.
Главная энергетическая установка лодки включала
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с
дизелями 1Д, стоявшими на довоенных ПЛ IX -бис
и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие
вес, габариты и число цилиндров. Имелось также
устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном
кораблестроении. Механизмы линий валов устанавливались
на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели
экономического хода передали вращение на гребные
валы через эластичные и бесшумные текстропные
передачи и фрикционные муфты экономического хода.
Перископы, РДП, вертикальный и горизонтальные
рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический
привод. Впервые в отечественном флоте на этих
лодках применялась система бесшумной дифферентовки
(только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом
в воду, направленным в корму (использование отсасывающего
эффекта потока забортной воды), для гальюнов установлены
сточные баллоны.
Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным методом
с широким использованием автоматической сварки.
Всего предполагалось построить 340 подлодок этого
проекта, фактически построено 215 (что составило
рекорд в серийности постройки в отечественном
ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки,
эта достаточно простая в устройстве и надежная
дизельная подводная лодка была любима подводниками
ВМФ СССР. При всей простоте, а в ряде случаев
даже примитивности оборудования она оказалась
одной из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно
проект 613 принес отечественному подводному кораблестроению
первый международный успех: это первый русский
проект ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году,
по решению правительства, рабочие чертежи и техническая
документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.
Лодки этого проекта использовались для проведения
натурных испытаний различных видов вооружения,
некоторые из них получили на вооружение крылатые
и баллистические ракеты.
Подводная лодка "С-63" была заложена
18.09.1950 г. в Николаеве по пр.613 на Черноморском
судостроительном заводе (№ 444), заводской номер
378. Спущена на воду 05.11.1950 г., вступила в
строй 06.11.1952 г.
В 1958 г., в соответствии с постановлением СМ
СССР №0962-432 был разработан пр.666 переоборудования
подводной лодки пр.613 в экспериментальную спасательную
подводную лодку (ЭСПЛ) с целью практической проверки
и отработки способов использования ее специальных
устройств для спасения личного состава аварийной
подлодки сухим способом с помощью управляемого
подводного снаряда (УПС) и мокрым способом (самостоятельного
спасения подводников) с помощью водолазов и декомпрессии
подводников в барокамере подлодки.
В 1961 г. на заводе "Красное Сормово"
по чертежам ЦКБ-112 (главный конструктор С.Н.Якимовский)
подлодка пр.613 "С-63" была переоборудована
в экспериментальную спасательную подводную лодку
пр.666.
Переоборудование "С-63" завершилось
в 1961 г. на сдаточной базе судостроительного
завода "Красное Сормово" в Севастополе.
Одновременно на "Красном Сормове" в
Горьком построили самоходный спасательный аппарат
УПС (самоходный управляемый снаряд). В 1962 г.
окончились сдаточные и начались экспериментально-эксплуатационные
испытания ЭСПЛ (командир лодки - капитан 2 ранга
Ю.М. Лисичкин, командир УПС - капитан-лейтенант
Б.А.Глушков) по программе опытной эксплуатации,
в которой предусматривались как отработка УПС,
так и водолазные спуски из подлодки на глубины
до 120 метров.
На ПЛ отрабатывалась возможность спасения личного
состава аварийных ПЛ принципиально новым способом
без непосредственного участия в спасении надводных
спасателей. На палубе надстройки (на комингс-площадке)
ПЛ пр.666 устанавливался УПС, способный транспортировать
с аварийной ПЛ лодки на спасательную ПЛ "сухим"
способом одновременно трех подводников.
Согласно проекту на ЭСПЛ предусматривалось использование
глубоководного водолазного снаряжения ГКС-3М и
вновь разработанного для этой ПЛ снаряжения СВ-СПЛ.
Для проведения декомпрессии водолазов и спасаемых
подводников в первом отсеке вместо торпедных аппаратов
была размещена трех отсечная поточно-декомпрессионная
камера, состоявшая из выходного отсека (для входа
в лодку и выхода из нее под водой водолазов) и
двух декомпрессионных отсеков (для проведения
декомпрессии спасаемых подводников, подвергшихся
забортному давлению и обеспечивающих спасение
водолазов). Камера была рассчитана на давление
17 кгс/с и имела в среднем отсеке нижнюю горловину
для выхода водолазов и шлюзовую шахту в концевом
отсеке для приема подводников, спасаемых сухим
способом с помощью УПС. Прием подводников с аварийной
ПЛ и передача их на СПЛ производились через камеру
присоса путем посадки УПС на входной люк с комингс-площадкой,
имевшейся на обеих лодках.
Уже во время сдаточных испытаний было установлено,
что использование тяжелого снаряжения типа ГКС-3М
из условий ПЛ чрезвычайно затруднено и небезопасно.
В первых образцах снаряжения СВ-СПЛ также было
много недостатков, поэтому водолазные спуски из
ПЛ были начаты после доработки снаряжения СВ-СПЛ
лишь в период октября-декабря 1965 года.
В 1962 г. во время испытаний ПЛ пр.666 впервые
в мировой практике были произведены расстыковка
и стыковка УПС с подводной лодкой-носителем и
аварийной ПЛ, находившихся в подводном положении.
Из одной лодки в другую в подводном положении
был доставлен капитан-лейтенант А.И. Никитинский.
Этот факт был удостоверен надлежащим образом.
Появился новый вид спасения подводников - "сухой"
способ и с помощью спасательных подводных аппаратов.
Выполнение водолазных спусков на глубины до 100
м из условий подводной лодки, лежащей на грунте
или находящейся в положении стоянки на подводных
якорях, являлось на тот период рекордным достижением,
так как за рубежом аналогичных средств не существовало.
Накопленный опыт эксплуатации УПС и спец устройств
ЭСПЛ пр. 666 показал целесообразность развития
автономных спасательных аппаратов, эффективность
и большую безопасность выполнения водолазных работ
по оказанию помощи аварийным подводным лодкам,
послужил основанием для разработки тактико-технических
требований при создании спасательной подводной
лодки специальной постройки пр.940, вступившей
в строй флота в 1976 году.
В 1965-67 годах в НИИ АСС ВМФ были проведены
исследования по определению возможности длительного
пребывания людей под повышенным давлением гелиево-кислородной
среды (ДП). Приказом ГК ВМФ 1966 г. было определено
создание лабораторной экспериментальной базы,
а также разработка проекта дооборудования ЭСПЛ
пр.666 для водолазных спусков методом ДП в морских
условиях.
Проект дооборудования ЭСПЛ пр.666 (дооборудование
ПДК средствами, обеспечивающими длительное (до
10 суток) пребывание трех человек в отсеках ПДК
при давлении гелио-кислородной газовой среды до
10 атм.) разрабатывался ЦКБ "Судопроект"
под руководством зам. главного конструктора С.М.
Чухланцева по техническому заданию института с
предоставлением проектанту материалов переоборудования
гидрорекомпрессионной камеры ГРК-30 и результатов,
полученных при экспериментах в лабораторных условиях
в период 1967-68 гг.
На основании решения ВМФ и МОП от 14.03.1968
г. и договора от 07.04.1969 г. было начато переоборудование
ЭСПЛ на Севастопольской сдаточной базе завода
"Красное Сормово" (строитель - А.В.
Гурьянов, ответственный сдатчик - С.Б. Хейфиц)..
В штат ПЛ была введена лаборатория в составе
17 человек, объединившая водолазный состав, врачей-физиологов
и химиков. Для улучшения условий обитаемости ПДК
конструкторы предусмотрели размещение в нем мягких
коек, кресел, откидных столов, шкафов для хранения
постельных принадлежностей и белья, дорожки на
настил, а также повысили освещенность, теплоизоляцию
и надежность системы отопления (с возможностью
охлаждения). Помещение ПДК выкрасили в мягкие
и светлые тона и обеспечили подачу в отсеки очищенной
от вредных примесей подсушенной дыхательной смеси.
Переоборудование предназначалось для того, чтобы
обеспечить пребывание в ПДК трех человек в течение
10 суток под давление 10 атм.
Задача была непростой, особенно в части обеспечения
очистки газовой среды в камере, в том числе от
углекислого газа, и создания санитарно-гигиенического
комплекса, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность
людей, находящихся в камере под давлением продолжительное
время, а также позволял бы проводить спасательные
работы и исследования на больших глубинах моря
и возвращение в газовую среду без компрессии.
Требовалось создать единую систему, позволяющую
производить очистку, регенерацию, нагрев и осушение
(кондиционирование) ГКС под давлением. Она должна
была включать фильтры, емкости с регенерационным
веществом вне камеры. Таких решений практика,
отечественная и зарубежная, еще не знала. Кроме
того, обыденные вещи и традиционные системы приходилось
разрабатывать заново. Например, санитарные системы
(гальюн, душ, умывальник) должны были обеспечивать
функционирование при длительном пребывании под
давлением.
В декабре 1969 года были проведены швартовные
и приемосдаточные испытания водолазного комплекса
ЭСПЛ пр.666 для экспериментальных работ методом
ДП при давлениях до 10 кгс/см (100 м). Все испытания
прошли успешно без замечаний. Акт приемки был
подписан 27 декабря 1969 г. В результате приемо-сдаточных
испытаний водолазного комплекса ЭСПЛ пр.666 было
установлено, что дооборудование выполнено в соответствии
с проектом, а тактико-технические характеристики
оборудования комплекса обеспечивают возможность
длительного пребывания в ПДК четырех акванавтов
в условиях минимума необходимого комфорта, а также
выход водолазов в воду за борт ЭСПЛ для выполнения
водолазных работ в снаряжении СВ-СПЛ. ПЛ "С-63"
актом приемо-сдаточных испытаний, утвержденным
командующим КЧФ, в декабре 1969 года была передана
флоту для проведения экспериментов по методу ДП.
В период с 15 марта по 17 августа 1970 года на
подлодке "С-63" были проведены эксперименты
по длительному пребыванию водолазов на глубинах
до 100 метров в морских условиях. В результате
проведенных экспериментов установлены и проверены
допустимые параметры газовой среды и микроклимата
для 30-суточного пребывания водолазов на глубинах
до 100 м, получены данные о функциональном состоянии
центральной нервной системы, сердечно-сосудистой
и дыхательной систем, тепловом состоянии, умственной
и физической работоспособности, позволяющие сделать
вывод о возможности длительного пребывания водолазов
на глубинах до 100 м с сохранением умственной
и физической работоспособности. В ходе экспериментов
были отработаны состав рациона и режимов питания,
труда и отдыха акванавтов, а также проверена безопасность
режимов декомпрессии. Результаты экспериментов
позволили уточнить физиолого-гигиенические и технические
требования к барокамерам, предназначенным для
длительного пребывания водолазов, устанавливаемым
на спасательных подводных лодках пр.1840 и 940,
проектирование которых было начато в ЦКБ "Малахит"
и СКВ "Судопроект". Выполнение водолазами
выходов в воду из условий подводной лодки на глубинах
до 100 м при длительном пребывании в течение 30
суток явилось на период 1970 года уникальным рекордным
достижением, завершением определенного этапа научных
исследований по методу ДП.
Являясь самоходной автономной подводной лодкой
с водолазным комплексом ДП подводная лодка "С-63"
превосходила по своим возможностям все зарубежные
подводные лаборатории, построенные к тому времени,
так как к разработке автономных подводных средств
с водолазными комплексами за рубежом только приступили.
За успехи в освоении нового метода водолазных
работ, разработку новой техники большая группа
специалистов флота и сотрудников института были
награждены орденами и медалями.
Подлодка входила в состав 381 Отдельного дивизиона
ПЛ, 27 бригады ПЛ и 153 Бригады ПЛ.
Судьба "С-63" завершилась в 1980 г.,
когда её вывели из состава флота.
В разные годы "С-63" командовали:
Ю.Лисичкин,
Б.Глушков,
Л.Лей,
И.Клецов,
А.Коротченков,
А.Резниченко.
|