ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1080/1350 т. Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов. Глубина погружения: рабочая 170
м, предельная 200 м. Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой
353 миль. Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя,
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода Вооружение: 4 носовых + 2
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка
СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка
2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято). Экипаж:
52 чел. История подлодки: Подводная лодка проекта 613
Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая
в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения,
разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей
характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г.
Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над
пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.),
Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было
предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности
плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн. Проектирование
поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем -
Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен
капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613,
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При
разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких
ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного
хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных
аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед
к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед.
Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л"
и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское
вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было
снято. По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус
- цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку",
причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки
отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость
обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта.
Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе.
Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора.
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из
меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные.
Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда
было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной
практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в
кормовой оконечности корабля. Главная энергетическая установка лодки включала
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных
ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и
число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы
линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели
экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные
текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода. Перископы,
РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический
привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной
дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным
в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов
установлены сточные баллоны. Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным
методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить
340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности
постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве
и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей
простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной
из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному
подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект
ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи
и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю. Лодки этого проекта
использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые
из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты. Подводная
лодка "С-70" была заложена г. в Николаеве на Черноморском судостроительном
заводе (№ 444) в 12.07.1952 г.(заводской №408). Спущена на воду 26.12.1952 г.,
вступила в строй 12.04.1953 г. Входила в состав 155 Бригады ПЛ. В 1954 году
совершила поход на полную автономность - 30 суток. Была переоборудована по проекту
613В с февраля 1961 г. по 1963 г. в Севастополе на Севморзаводе. Всего подлодкой
выполнено 9 БС: 1964 - БС у пролива Босфор; 1964 - БС в Средиземном море
совместно с "С-74" с 10.11.1964 г. 18.12.64 обе ПЛ вышли из Средиземного
моря в Лиепаю куда и прибыли 29.12.64 г. для навигационного ремонта; 1965
- завершив ремонт в Лиепае, совместно с "С-74" вышла 15.04 в Средиземное
море и 20.06 прибыла в Балаклаву; 1974 - 2 БС в Черном море; 1966 - учение
по буксировке "аварийной" ПЛ "С-66" и передача на ходу 4.5
узла 13 т топлива, а так же 8 "раненных" и "пораженных".
1970 - участвовала в маневрах "Океан"; 1971 - участвовала в КШУ
"Юг". Награды: 1968 - второе место в ВМФ по состязательным
торпедным стрельбам совместно с "С-66", "С-74", "С-234";
1969 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам совместно с "С-66",
"С-74", "С-100"; 1973 - лучшая ПЛ ЧФ по атаке отряда боевых
кораблей; 1973 - Приз командующего ЧФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-97",
"С-197". Происшествия: В марте 1957 г. "С-65" и
"С-70" стояли на якорях на внешнем рейде Севастополя, "С-70"
проводила зарядку АБ. В электротехническом отсеке мичман объяснял матросам устройство
шинно-пневматической муфты. В педагогическом запале он произвел ее практическое
включение, забыв про работающие главные двигатели, и тем самым дал ход кораблю.
Лодка описала циркуляцию вокруг лежавшего на дне якоря и врезалась в борт стоящей
рядом "С-65". Обе пл оказались в доке, где срочно восстанавливали пробитые
цистерны в течение пятнадцати суток. В 1978 г. "С-70" (А.Бабенко)
стояла в СРЗ № 13. Шла зарядка АБ. Командира БЧ-5 вызвал в штаб командир дивизиона.
Руководить зарядкой остался командир моторной группы старший инженер-лейтенант
В.Зальц. Подобное служебное нарушение этими должностными лицами организации зарядки
АБ осталось бы без внимания, не включи электрик по ошибке муфту ШПМ. Правый дизель
начал работать на винт, и лодка, получив ход, протаранила стоящий перед ней тральщик
БТ-259, в борту которого образовалась пробоина размером 400 на 1200 мм. 15
ноября 1988 г. "С-70" (А.Максимов) выходила из Балаклавской бухты. При
отходе от пирса вышла из строя станция управления правым электродвигателем. Но
командир продолжил манёвр, и при проходе мыса Балаклавский на расстоянии 15-20
м от берега лодка коснулась грунта. Ход застопорили. Отошли назад, а затем вышли
в море. О происшествии доложили после возвращения с моря. Водолазный осмотр показал,
что обтекатель акустической стации имеет мелкие вмятины глубиной несколько миллиметров
в виде полос до полутора метров длины. Подлодка "С-70" была исключена
из списков флота 25.04.1989 и сдана на слом. В разные годы "С-70"
командовали: Л.Ф.Рыбалко, Б.Пешков, В.Бежанов, В.Громов, А.Куликов,
А.Бабенко, А.Балашов, А.Максимов. |