|   ТТД:  Водоизмещение (надводное/подводное): 
1080/1350 т.  Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м.  Скорость 
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов.  Глубина погружения: рабочая 170 
м, предельная 200 м.   Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой 
353 миль.  Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя, 
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода   Вооружение: 4 носовых + 2 
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались 
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 
СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка 
2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято).   Экипаж: 
52 чел.   История подлодки:  Подводная лодка проекта 613  
  Первой послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая 
в ВМФ СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения, 
разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы 
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей 
характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г. 
Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над 
пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.), 
Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было 
предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности 
плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн.  Проектирование 
поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем - 
Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен 
капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613, 
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При 
разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких 
ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного 
хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных 
аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед 
к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед. 
Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л" 
и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское 
вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм 
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было 
снято.  По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус 
- цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных 
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку", 
причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки 
отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют 
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость 
обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта. 
Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе. 
Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора. 
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из 
меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные. 
Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда 
было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной 
практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в 
кормовой оконечности корабля.  Главная энергетическая установка лодки включала 
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных 
ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и 
число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой 
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы 
линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели 
экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные 
текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода.  Перископы, 
РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический 
привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной 
дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным 
в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов 
установлены сточные баллоны.  Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным 
методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить 
340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности 
постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских 
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве 
и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей 
простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной 
из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному 
подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект 
ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи 
и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю.  Лодки этого проекта 
использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые 
из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты.  Подводная 
лодка "С-70" была заложена г. в Николаеве на Черноморском судостроительном 
заводе (№ 444) в 12.07.1952 г.(заводской №408). Спущена на воду 26.12.1952 г., 
вступила в строй 12.04.1953 г. Входила в состав 155 Бригады ПЛ. В 1954 году 
совершила поход на полную автономность - 30 суток. Была переоборудована по проекту 
613В с февраля 1961 г. по 1963 г. в Севастополе на Севморзаводе. Всего подлодкой 
выполнено 9 БС:  1964 - БС у пролива Босфор;  1964 - БС в Средиземном море 
совместно с "С-74" с 10.11.1964 г. 18.12.64 обе ПЛ вышли из Средиземного 
моря в Лиепаю куда и прибыли 29.12.64 г. для навигационного ремонта;  1965 
- завершив ремонт в Лиепае, совместно с "С-74" вышла 15.04 в Средиземное 
море и 20.06 прибыла в Балаклаву;  1974 - 2 БС в Черном море;  1966 - учение 
по буксировке "аварийной" ПЛ "С-66" и передача на ходу 4.5 
узла 13 т топлива, а так же 8 "раненных" и "пораженных".  
1970 - участвовала в маневрах "Океан";  1971 - участвовала в КШУ 
"Юг". Награды:  1968 - второе место в ВМФ по состязательным 
торпедным стрельбам совместно с "С-66", "С-74", "С-234";  
1969 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам совместно с "С-66", 
"С-74", "С-100";  1973 - лучшая ПЛ ЧФ по атаке отряда боевых 
кораблей;  1973 - Приз командующего ЧФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-97", 
"С-197". Происшествия:  В марте 1957 г. "С-65" и 
"С-70" стояли на якорях на внешнем рейде Севастополя, "С-70" 
проводила зарядку АБ. В электротехническом отсеке мичман объяснял матросам устройство 
шинно-пневматической муфты. В педагогическом запале он произвел ее практическое 
включение, забыв про работающие главные двигатели, и тем самым дал ход кораблю. 
Лодка описала циркуляцию вокруг лежавшего на дне якоря и врезалась в борт стоящей 
рядом "С-65". Обе пл оказались в доке, где срочно восстанавливали пробитые 
цистерны в течение пятнадцати суток. В 1978 г. "С-70" (А.Бабенко) 
стояла в СРЗ № 13. Шла зарядка АБ. Командира БЧ-5 вызвал в штаб командир дивизиона. 
Руководить зарядкой остался командир моторной группы старший инженер-лейтенант 
В.Зальц. Подобное служебное нарушение этими должностными лицами организации зарядки 
АБ осталось бы без внимания, не включи электрик по ошибке муфту ШПМ. Правый дизель 
начал работать на винт, и лодка, получив ход, протаранила стоящий перед ней тральщик 
БТ-259, в борту которого образовалась пробоина размером 400 на 1200 мм. 15 
ноября 1988 г. "С-70" (А.Максимов) выходила из Балаклавской бухты. При 
отходе от пирса вышла из строя станция управления правым электродвигателем. Но 
командир продолжил манёвр, и при проходе мыса Балаклавский на расстоянии 15-20 
м от берега лодка коснулась грунта. Ход застопорили. Отошли назад, а затем вышли 
в море. О происшествии доложили после возвращения с моря. Водолазный осмотр показал, 
что обтекатель акустической стации имеет мелкие вмятины глубиной несколько миллиметров 
в виде полос до полутора метров длины. Подлодка "С-70" была исключена 
из списков флота 25.04.1989 и сдана на слом. В разные годы "С-70" 
командовали:  Л.Ф.Рыбалко,  Б.Пешков,  В.Бежанов,  В.Громов,  А.Куликов,  
А.Бабенко,  А.Балашов,  А.Максимов.  |