ТТД: Водоизмещение (надводное/подводное):
1080/1350 т. Размеры: длина - 76 м, ширина - 6,6 м, осадка - 4,55 м. Скорость
хода (надводная/подводная): 18,3/13,1 узлов. Глубина погружения: рабочая 170
м, предельная 200 м. Дальность плавания: над водой 13000 миль, под водой
353 миль. Силовая установка: 2х2000 л.с. дизеля, 2х1350 л.с. гребных электродвигателя,
2х50 л.с. электродвигателя экономического хода Вооружение: 4 носовых + 2
кормовых 533-мм торпедных аппарата, 12 торпед, мины АМД-1000 - 22 шт. (принимались
вместо торпед), 1х2 57-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка
СМ-24-ЗИФ, 1х2 25-мм автоматическая спаренная зенитная артиллерийская установка
2М-8 (начиная с 1956 года артиллерийское вооружение было снято). Экипаж:
52 чел. История подлодки: Подводная лодка проекта 613В Первой
послевоенной дизель-электрической подводной лодкой стала самая массовая в ВМФ
СССР подлодка пр.613. Проект явился развитием проекта 608 среднего водоизмещения,
разрабатывавшегося в 1942-1944г. В конце 1944г. отечественный ВМФ получил материалы
по немецкой ПЛ U-250 (потопленной в Финском заливе и затем поднятой), имевшей
характеристики, близкие к проекту 608. В связи с этим, нарком ВМФ адмирал Н.Г.
Кузнецов принял решение прекратить, до изучения материалов по U-250, работу над
пр.608. В январе 1946 года, после изучения трофейных ПЛ (U-250, XXI серии и т.д.),
Главком ВМФ утвердил задание на проектирование подлодки проекта 613. В нём было
предложено изменить ТТХ по проекту 608 в сторону увеличения скорости хода и дальности
плавания при увеличении стандартного водоизмещения до 800 тонн. Проектирование
поручили ЦКБ-18, а главным конструктором был назначен В.Н. Перегудов, затем -
Я.Е. Евграфов, а с 1950 года З.А. Дерибин. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен
капитан 2 ранга Л.И.Климов. В августе 1946 года было выдано задание на пр.613,
а 15.08.1948 г. технический проект был утвержден Советским правительством. При
разработке теоретических чертежей особое внимание обращалось на обеспечение высоких
ходовых качеств в подводном положении. В результате, скорость полного подводного
хода увеличилась до 13 узлов. Вооружение включало четыре носовых 533-мм торпедных
аппарата и два кормоаых 533-мм торпедных аппарата. Количество запасных торпед
к носовым ТА было доведено до 6, что и являлось их общим количество запасных торпед.
Основными средствами обнаружения в подводном положении были ГАС "Тамир-5Л"
и ГАС шумопеленгования "Феникс". Первоначально размещалось артиллерийское
вооружение из одного спаренного 57-мм автомата СМ-24-ЗИФ и одного спаренного 25-мм
автомата 2М-8. Позже всё артиллерийское вооружение со всех подлодок пр.613 было
снято. По конструкции это была двухкорпусная подводная лодка. Прочный корпус
- цельносварной, с наружными шпангоутами, разделен на 7 отсеков, в районе аккумуляторных
батарей сформирован из двух сопряженных цилиндров, образующих "восьмерку",
причем диаметр нижнего цилиндра больше диаметра верхнего, 1-й, 3-й и 7-й отсеки
отделены сферическими переборками, рассчитанными на давление 10 кг/см2 и образуют
отсеки-убежища, остальные переборки рассчитаны на давление 1 кг/см2. Непотопляемость
обеспечивалась при затоплении одного отсека и двух смежных к нему ЦГБ одного борта.
Балласт принимается в 10 цистерн главного балласта, размещенных в легком корпусе.
Воздух высокого давления размещался в 22 баллонах. Запас воздуха пополняли 2 дизель-компрессора.
Первоначально воздушные трубопроводы были стальными, с внутренним покрытием из
меди, но они сильно корродировали и их впоследствии заменили на красномедные.
Первоначально в носовой оконечности располагалась цистерна плавучести, но, когда
было демонтировано артиллерийское вооружение ее убрали. Впервые в отечественной
практике подводного кораблестроения был применен горизонтальный стабилизатор в
кормовой оконечности корабля. Главная энергетическая установка лодки включала
двухтактные дизели 37Д, которые по сравнению с дизелями 1Д, стоявшими на довоенных
ПЛ IX -бис и XIII серий, при одинаковой мощности имели меньшие вес, габариты и
число цилиндров. Имелось также устройство РДП (работы дизеля под водой) с шахтой
и поплавковым клапаном, впервые в советском подводном кораблестроении. Механизмы
линий валов устанавливались на звукоизолирующих амортизаторах. Электродвигатели
экономического хода передали вращение на гребные валы через эластичные и бесшумные
текстропные передачи и фрикционные муфты экономического хода. Перископы,
РДП, вертикальный и горизонтальные рули, крышки торпедных аппаратов имели гидравлический
привод. Впервые в отечественном флоте на этих лодках применялась система бесшумной
дифферентовки (только воздухом), установлены газоотводы с выхлопом в воду, направленным
в корму (использование отсасывающего эффекта потока забортной воды), для гальюнов
установлены сточные баллоны. Лодки пр. 613 строились поточно-позиционным
методом с широким использованием автоматической сварки. Всего предполагалось построить
340 подлодок этого проекта, фактически построено 215 (что составило рекорд в серийности
постройки в отечественном ВМФ) и, в свое время, они составляли основу советских
подводных сип. Несмотря на некоторые недостатки, эта достаточно простая в устройстве
и надежная дизельная подводная лодка была любима подводниками ВМФ СССР. При всей
простоте, а в ряде случаев даже примитивности оборудования она оказалась одной
из самых малошумных подлодок ВМФ СССР. Именно проект 613 принес отечественному
подводному кораблестроению первый международный успех: это первый русский проект
ПЛ, реализованный за рубежом. В 1954 году, по решению правительства, рабочие чертежи
и техническая документация на ДПЛ пр.613 передали Китаю. Лодки этого проекта
использовались для проведения натурных испытаний различных видов вооружения, некоторые
из них получили на вооружение крылатые и баллистические ракеты. Подводная
лодка "С-74" была заложена 26.02.1953 г. в Николаеве на Черноморском
судостроительном заводе (№ 444), заводской номер 412. Спущена на воду 31.07.1953
г., вступила в строй 24.11.1953 г. Переоборудована по проекту 613В. Входила
в состав 155 Бригады ПЛ. Всего выполнено 11 БС; 1964 - БС у пролива
Босфор; 1964 - БС в Средиземном море совместно с "С-70" с 10.11.1964
г. 18.12.64 обе ПЛ вышли из Средиземного моря в Лиепаю куда и прыбыли 29.12.1964
г. для навигационного ремонта. 1965 - завершив ремонт в Лиепае, совместно
с "С-70" вышла 15.04 в Средиземное море и 20.06 прибыла в Балаклаву;
1966 - неудачная торпедная стрельба на первенство ВМФ совместно с "С-66"
и "С-100", оценка - "неудовлетворительно"; 1968 - раэвертывалась
в западной части Черного моря в связи с событиями в ЧССР. 1970 - участвовала
в маневрах "Океан". 1971 - участвовала в КШУ "Юг".
1978 - проверка боевой готовности ГОУ ГШ ВС СССР. Награды: 1960
- посетил ГК ВМФ С.Г. Горшков. Оценка - "хорошо"; 1966 - Приз ГК
ВМФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-66", "С-100", "С-230"
и противолодочной авиацией; 1968 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным
стрельбам совместно с "С-66", "С-70", "С-234";
1969 - второе место в ВМФ по состязательным торпедным стрельбам совместно с "С-66",
"С-70", "С-100"; 1970 - первое место среди ПЛ ЧФ по поиску
и атаке ПЛ совместно с "С-76", "С-157" и противолодочной авиацией;
1971 - вручено переходящее Красное знамя Запорожского обкома ЛКСМУ; 1972 -
второе место в ВМФ по поиску и атаке ПЛ совместно с "С-96", "С-100"
и противолодочной авиацией; 1978 - лучшая ПЛ ЧФ по состязательным торпедным
стрельбам; 1978 - признана лучшей ПЛ 14 ДиПЛ ЧФ; 1982 - награждена переходящим
Красным знаменем Военного совета ЧФ; 1983 - награждена переходящим Красным
знаменем Военного совета ЧФ; 1988 - первое место среди ПЛ ЧФ в конкурсе на
лучший быт; 1989 - второе место на ЧФ в смотре-конкурсе на лучший корабль
по морской культуре. 19.04.1990 г. подводная лодка "С-74" была
исключена из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В
разные годы "С-74" командовали: В.Фёдоров, Е.Чукарин, А.Чадович,
В.Полиневский, Л.Казлаускас, Г.Паршин, П.Саватеев, В.Смирнов,
В.Перепелов. |