ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708
т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка
- 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5
узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах,
под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с.
электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная
- 90 м.
Экипаж: 40 человек.
История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.
Тактико-технические характеристики подводных
лодок этого типа незначительно изменялись от серии
к серии в сторону увеличения мощности дизелей
и некоторого уменьшения дальности плавания, а
также увеличения скорости подводного хода; вооружение
при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные
лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый
и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые
(здесь же аккумуляторы под разборным настилом
из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные
цистерны); четвертый отсек - центральный пост;
пятый - дизельный; в шестом находились два главных
электродвигателя и отдельно - два электродвигателя
экономического хода (по 20 л.с.).
Заложена 25.05.1934 г. на заводе имени 61 коммунара
в Николаеве. 02.03.1936 г. спущена на воду, 09.03.1937
г. вошла в состав Черноморского флота.
Щ-209 (капитан 3 ранга И.Н.Киселев) вошла в число
трех подлодок ЧФ, первыми высланных для действий
на вражеских коммуникациях. Ее крейсерство (22.6-10.7.1941)
происходило на позиции у м. Эмине, однако, несмотря
на интенсивный поиск, ничего достойного обнаружить
не удалось, как, впрочем, и в следующем походе
(22.7-8.8.1941) в этот район. Единственный замеченный
транспорт (6 августа - первый случай обнаружения
судна противника на Черном море) прошел на слишком
большом расстоянии от подлодки. Не увенчался успехом
и третий поход (23.9-13.10.1941) на коммуникацию
Босфор-Бургас.
В ноябре (18.11-7.12.1941) субмарину направили
для патрулирования Бургасского залива. Киселев
несколько раз смело форсировал минное заграждение
на входе в залив (при этом 30 ноября прибором
"Краб" была подсечена мина) и дважды
выходил в атаки на суда. Торпеда была выпущена
только во втором случае, 2 декабря, но она прошла
под днищем атакованной шхуны. Через три дня, уже
при возвращении в базу "щука" обнаружила
наш конвой, направлявшийся в Севастополь, правда,
приняв первоначально его за противника, погрузилась.
Поняв свою ошибку, Киселев приказал всплыть и
дал опознавательные, но тут же подвергся обстрелу
с "бдительных" тральщиков охранения.
Субмарина получила легкие повреждения от близких
разрывов снарядов. 23 декабря к ним добавились
новые, вызванные падениями трех авиабомб во время
стоянки в Туапсе. Несмотря на это, уже 4 января
лодка вышла на позицию у м. Калиакра. Крейсерство,
продолжавшееся до 23 января, было отмечено единственным
эпизодом - в приборе "Краб" застрял
минреп противолодочной мины, от которой "щуке"
удалось освободиться лишь спустя полтора часа.
Весной 1942 года действия авиации противника
против наших баз и коммуникаций значительно активизировались.
Первой пострадавшей подлодкой стала Щ-209. В ночь
на 7 марта она вышла в очередной поход к м.Шаблер,
но на следующий день в районе Синопа подверглась
атаке одиночного бомбардировщика. Из-за плохой
видимости самолет обнаружили с опозданием, и малая
скорость погружения "щук" чуть было
не привела лодку к гибели. Шесть авиабомб взорвались,
когда субмарина находилась на глубине 4,5-5 м,
и вызвали многочисленные повреждения приборов
и механизмов.
12 марта подлодка вернулась в Туапсе и подверглась
новым атакам авиации противника. Ежедневные налеты
на порт продолжались с 23 по 25 марта. Во время
одной из бомбежек осколком был смертельно ранен
И.Н.Киселев; новым командиром "щуки"
стал капитан 3 ранга В.И.Иванов, ранее командовавший
Щ-208, но имевший годичный перерыв в службе. Под
его командованием субмарина совершила два не принесших
результатов (12.4-2.5.1942 к м. Эмине и 25.5-13.6.1942
к анатолийскому побережью Турции) похода.
Затем лодку привлекли к снабжению Севастополя.
Это были беспримерные по сложности рейсы (18-22.6
и 27.6-4.7.1942). В осажденный город "щука"
доставила 60 т боеприпасов и эвакуировала 106
человек, в том числе и командующего Приморской
армией генерал-лейтенанта И.Е.Петрова.
По возвращении Щ-209 начала средний ремонт,
продолжавшийся до середины марта 1943-го. В апреле
(10-30.4.1943) и в июне (5-25.6.1943) субмарина
совершила два похода в район мыса Тарханкут, в
ходе которых произвела четыре безрезультатных
торпедных атаки. Основной причиной неудач была
стрельба с дальних дистанций в дневное время,
из-за чего вражеские конвои без труда уклонялись
от выстрелов, а в ответ контратаковали лодку глубинными
бомбами. Целью крейсерства у Босфора (3-29.8.1943)
стал перехват кораблей противника, занятых перевозкой
хромовой руды. Утром 21-го Иванову представился
очередной шанс открыть боевой счет, но три выпущенные
с дистанции 12 кбт торпеды опять не достигли цели.
Очевидно, желая взять хоть какой-то реванш, командир
решил проявить инициативу и провести разведку
вражеской системы ПЛО. Для этого он намеревался
захватить языков с ходивших под берегом шхун,
часть которых, по ошибочным данным нашей разведки,
использовалась неприятелем в качестве судов-ловушек.
"Пикантность" ситуации заключалась в
том, что Иванову был известен строжайший запрет
атаковать турецкие суда, встреча с которыми при
осуществлении подобного замысла становилась неизбежной.
Поздно вечером 22 августа Щ-209 всплыла возле
одиночной шхуны, но, вопреки ожиданиям, после
предупредительной очереди из ДШК турецкий экипаж
не стал дожидаться досмотра, а незамедлительно
ушел на шлюпке к находившемуся рядом берегу. Учтя
предыдущий опыт, в ночь на 25-е Иванов попытался
остановить другую шхуну (по-видимому, "Дервиш",
100 брт), шедшую мористее. Турки остались верны
себе, а попытка догнать их шлюпку ничего не дала
- ночью на мелководье Иванов побоялся рисковать
кораблем. Вместо этого командир досмотрел шхуну
(перевозила древесину, яблоки и орехи) и, ничего
не взяв, ушел в море. Этот эпизод тут же получил
широкую огласку, а турки обвинили экипаж нашей
лодки в пиратском нападении на мирное судно.
Три следующих похода лодка совершила к западным
берегам Крыма. И если в первом (25.9-25.10.1943)
Щ-209 не обнаружила ни одной цели, то во втором
(15.11-15.12.1943) ей наконец-то удалось открыть
боевой счет. Днем 2 декабря Иванов четырехторпедным
залпом с дистанции 2 кбт отправил на дно БДБ F-566.
Произошедший вблизи корпуса лодки мощный взрыв
привел к появлению течи. Несмотря на это, командир
решил остаться на позиции. В ночь на 4-е он встретил
крупный конвой, но при попытке сблизиться с ним
был обнаружен и контратакован. Немцы выслали в
район поисково-ударную группу, которая, может,
и не обнаружила бы "щуку", если бы Иванов
не напал первым. Корабли противника без труда
уклонились от выпущенных с дальней дистанции торпед,
а затем в течение двух часов беспрестанно бомбили
субмарину. На поверхности появилось большое масляное
пятно, а после того, как немцы выловили из воды
огнетушитель с надписями на русском языке, они
посчитали потопление советской подлодки бесспорным.
На самом же деле Щ-209 отделалась повреждением
клапана замещения топлива и еще неделю патрулировала
на позиции.
Следующий поход (24.1-24.2.1944) закончился безуспешно.
Единственным достойным упоминания событием в нем
оказался обстрел "щуки" турецкой погранзаставы,
когда она при возвращении в базу случайно вошла
в чужие воды. Любопытно, что о самом факте обстрела
подводники узнали только в Батуми - в момент событий
верхняя вахта его не заметила!
В начале июля 1944 года Щ-209 вышла из ремонта,
но, несмотря на это, оценивалась как сильно изношенная
- возможностей для полноценного техобслуживания
ни в Поти, ни в Батуми не было. В июле (10-30.7.1944)
"щука" патрулировала в районе между
Босфором и Бургасом. К сожалению, стремление
ее нового командира - капитан-лейтенанта Н.В.Суходольского,
ранее командовавшего стоявшей на приколе Д-5 -
проявить себя стало поводом для нового осложнения
отношений между СССР и Турцией.
19 июля севернее Боссрора Суходольский безуспешно
атаковал пароход "Канарья", но турецкие
власти поспешили заявить, что это произошло в
территориальных водах нейтрального государства.
В дальнейшем лодка перешла ближе к болгаро-турецкой
границе, где днем 20-го потопила торпедой шхуну
без флага - ею оказалась турецкая "Шемси-Бахри"
(26 брт), по-видимому, самое маленькое судно,
торпедированное советской подлодкой в годы войны,
а утром 26-го расстреляла вторую. Хотя на борт
Щ-209 был принят весь турецкий экипаж - 7 человек
- название уничтоженного судна не удается выяснить
до сих пор.
В последний - 18-й раз - подлодка выходила в
море в сентябре (1-19.9.1944). Поход к берегам
Болгарии пришелся на последние дни войны на Черном
море, когда вражеский флот практически уже перестал
существовать. 6 марта 1945 г. совершившая наибольшее
число походов за время войны Щ-209 была награждена
орденом Красного Знамени.
Переименования корабля: 16.06.1949 была переименована
в "С-209", а 18.10.1959 - в "УТС-10".
|