ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708
т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка
- 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5
узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах,
под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с.
электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная
- 90 м.
Экипаж: 40 человек.
История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.
Тактико-технические характеристики подводных
лодок этого типа незначительно изменялись от серии
к серии в сторону увеличения мощности дизелей
и некоторого уменьшения дальности плавания, а
также увеличения скорости подводного хода; вооружение
при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные
лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый
и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые
(здесь же аккумуляторы под разборным настилом
из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные
цистерны); четвертый отсек - центральный пост;
пятый - дизельный; в шестом находились два главных
электродвигателя и отдельно - два электродвигателя
экономического хода (по 20 л.с.).
Заложена 03.06.1934 г. на заводе имени 61 коммунара
в Николаеве. 13.03.1936 г. спущена на воду, 09.03.1937
г. вошла в состав Черноморского флота.
Субмарина (капитан-лейтенант Г.А.Михайлов) к
началу войны находилась в полной боевой готовности
в Севастополе. Первые два похода - на дозорную
позицию (8-16.7.1941) и к м. Шаблер (4-24.8.1941)
окончились безрезультатно, после чего командира
заменили бывшим дивизионным механиком инженер-капитаном
2 ранга И.Л.Зельбстом. В октябре (8-26.10.1941)
"щука" патрулировала у побережья Болгарии
близ Бургаса. Несколько раз Зельбст обнаруживал
противника (один раз даже румынский вспомогательный
крейсер "Дачия"), но лишь единожды,
18 октября, перед входом в Бургасский залив с
дистанции 5 кбт Щ-210 атаковал германский танкер
"Ле Прогресс". К сожалению, торпеда
взорвалась, не дойдя до цели.
Новый поход в этот же район последовал в феврале
(29.1-17.2.1942), однако из-за временного прекращения
вражеских перевозок он оказался безуспешным. Вечером
12 марта "щука" ушла в пятый, последний
поход - из крейсерства у м.Шаблер она не вернулась.
Долгое время существовало мнение, что субмарина
стала жертвой вражеской авиации при переходе на
позицию, но оно оказалось ошибочным. В 1987-1988
годах в районе м.Шаблер был обнаружен остов подлодки,
идентифицированной как «щука» X серии. Поскольку
других лодок этого проекта здесь не погибало,
ее сочли за Щ-210. Корпус корабля имел небольшую
по размерам пробоину - по всей видимости, результат
взрыва германской противолодочной мины UMA из
заграждения S-15, выставленного румынским минным
заградителем "Мурджеску" в декабре 1941
года.
|