ТТД:
Водоизмещение (надводное/подводное): 586/708
т.
Размеры: длина - 58,8 м, ширина - 6,2 м, осадка
- 4,0 м.
Скорость хода (надводная/подводная): 14,1/8,5
узлов.
Дальность плавания: над водой 4500 миль 8,5 узлах,
под водой 100 миль при 2,5 узлах.
Силовая установка: 2х800 л.с. дизеля, 2х400 л.с.
электромотора.
Вооружение: 4 носовых + 2 кормовых 533-мм торпедных
аппарата (10 торпед), 2 45-мм орудия 21-К
Глубина погружения: рабочая - 75 м, предельная
- 90 м.
Экипаж: 40 человек.
История:
Подводная лодка типа "Щ", X серия.
Тактико-технические характеристики подводных
лодок этого типа незначительно изменялись от серии
к серии в сторону увеличения мощности дизелей
и некоторого уменьшения дальности плавания, а
также увеличения скорости подводного хода; вооружение
при этом оставалось неизменным. Полуторакорпусные
лодки типа "Щ" имели семь отсеков: первый
и седьмой - торпедные; второй и третий - жилые
(здесь же аккумуляторы под разборным настилом
из деревянных щитов, под аккумуляторами топливные
цистерны); четвертый отсек - центральный пост;
пятый - дизельный; в шестом находились два главных
электродвигателя и отдельно - два электродвигателя
экономического хода (по 20 л.с.).
Заложена 03.09.1934 г. на заводе имени 61 коммунара
в Николаеве. 03.09.1936 г. спущена на воду, 05.05.1938
г. вошла в состав Черноморского флота.
С марта 1939 года по февраль 1941 года "Щ-211"
командовал Г.Е. Карбовский.
22 июня 1941 года лодка встретила под командованием
старшего лейтенанта (впоследствии капитана-лейтенанта)
Девятко А.Д. в составе 4 дивизиона 1 бригады ПЛ
ЧФ в Севастополе. Уже 7 июля 1941 года "Щ-211"
вышла в свой первый боевой поход, но успех подводной
лодке принес второй выход в море, в котором на
борту субмарины в качестве обеспечивающего находился
командир дивизиона капитан 3 ранга Б.А. Успенский.
11 августа 1941 года севернее мыса Карабурун лодка
скрытно высадила группу болгарских коммунистов
во главе с Цвятко Радойновым. Затем "Щ-211" переместилась
к северу от мыса Эмине, где 15 августа двумя торпедами
отправила на дно румынский транспорт "Пелес" (5708
брт). Это была первая победа черноморских подводников.
На следующий день лодка снова выходит в атаку.
Итальянскому танкеру "Суперга" (6.154 брт) в этот
раз повезло - единственная выпущенная торпеда
прошла мимо.
Снова "Щ-211" и "Суперга" встретились 29 сентября
1941 года. Первая атака сорвалась - из-за маневра
корабля охранения "Щ-211" пришлось нырять на глубину.
Вторично выйдя на боевой курс "Щ-211" с дистанции
2 кбт выпустила одну торпеду из кормового аппарата.
Взрыв расколол танкер на две части. Болгарские
сторожевики, охранявшие конвой, посчитали, что
танкер подорвался на мине, поэтому "Щ-211" никто
не бомбил. Так как одна часть судна осталась на
плаву, на следующий день лодка вернулась к месту
боевого столкновения и выпустила по возвышающимся
над водой остаткам танкера еще две торпеды (по
некоторым данным они затонули лишь 2 октября).
За уничтожение двух крупных транспортов противника
командир "Щ-211" капитан-лейтенант Девятко награжден
Орденом Красного Знамени.
Получить заслуженную награду отважному командиру
не пришлось. Выйдя в следующий боевой поход 14
ноября 1941 года "Щ-211" пропала без вести.
Предположительно, лодка погибла на болгарской
мине в районе у мыса Шаблер. Вместе с "Щ-211"
погибли 44 члена ее экипажа.
|